Сдать в музей реквизит
«Периодически оперный театр сдаёт концертный зал в аренду для приезжих артистов, - рассказывает директор театра оперы и балета имени М. И. Глинки Владимир ДОСАЕВ. - Вырученные средства позволяют театру не развиваться, а всего лишь выживать. Деньги от сборов мы тратим на зарплату, содержание здания, постановочные расходы. Что поделаешь, искусство - дело нерентабельное. Здания почти всех наших театров требуют капитального ремонта. Повсеместно нужна замена технического обслуживания сцен. 90-100% театрального оборудования впору сдавать в музей. Театры существуют не сами по себе, мы живём в кризисе вместе со всей страной. Другое дело, что в этом состоянии театры живут уже очень давно».
Тридцать три года (с момента сдачи в эксплуатацию) не проводился капремонт в челябинском театре драмы. Сегодня зданию необходимы кровельные и прочие работы, которые позволят ему банально не разрушиться. Новый художественный театр в Челябинске семь лет живёт без ремонта, зрительный зал буквально сыплется, за это лето руководство театра надеется хотя бы решить проблему с креслами и стульями.
«Артисты просят об элементарном - хотя бы о гримировальных столиках, - признаётся худрук театра Евгений ГЕЛЬФОНД. - Конечно, художник должен быть немного голодным, чтобы он мог творить. Но всё же гораздо легче работать и творить, чувствуя, что власть уделяет тебе внимание и поддерживает».
Понять и простить
«Актёра нужно одеть, обуть, нужно встретить зрителя, - рассуждает худрук и главный режиссёр Челябинского камерного театра Виктория МЕЩАНИНОВА. - Но кто пойдёт работать в гардероб? Если самый большой оклад в нашем театре - у меня, и это 5 600 рублей?! Ужас в том, что уходят специалисты, бутафоры. У молодёжи нет мотивации идти работать в театры при существующем уровне зарплат. Средняя зарплата артистов южноуральских театров за прошлый год составила чуть больше 25 тыс. рублей».
«Чтобы зарабатывать, мы ставим лёгкие комедии, варьете, но и это не спасает, - сокрушается Досаев. - В Большом театре в столице билеты стоят 20-30 тыс. рублей. Даже на фоне театров в соседних Свердловской и Тюменской областях наши артисты получают вдвое меньше. Музыкантам нового симфонического оркестра в Тюмени предлагают зарплату до 90 тыс. рублей. Наши музыканты получают 20 тыс. Поэтому, если завтра оркестр встанет и уедет в Тюмень, его можно будет понять и простить. За последние годы ни один театр в Челябинской области не был закрыт. Однако…»
Миллион зрителей за год
«Даже в эпоху коммунизма с постоянными худсоветами и идеологическим давлением нам было легче, чем сейчас, - признаётся Мещанинова. - Сегодня всё решают деньги, графики, выполнение планов. Мы обязаны вести отчётность, показывать загрузку залов. Но наличие зрителей в зале часто не определяет качество спектакля. Блестящий спектакль с глубоким смыслом требует умного и воспитанного зрителя. Думать, вникать и сопереживать сегодня хотят далеко не все, в театры идут, чтобы развеяться».
«Молодого зрителя сегодня нужно готовить к походу в театр, потому что он не умеет смотреть спектакли, не знает театрального языка и не может воспринимать театральное зрелище, - соглашается директор Челябинского государственного молодёжного театра Алла ТОЧИЛКИНА. - Для того чтобы всё это понимать и идентифицировать театральную реальность, он сначала должен был ходить в кукольный театр, потом в молодёжный, а потом уже во все остальные. Эта связь была прервана, потому что никто с некоторых пор не позиционирует театр как место, куда можно прийти, провести досуг и получить ответы на свои вопросы».
Доступен каждому?
«Несколько лет тому назад театры перестали выезжать в область, потому что это стало экономически невыгодно, - рассказывает министр культуры Челябинской области Алексей БЕТЕХТИН. - Деньги, заработанные на продаже билетов (а стоили они гораздо дешевле, чем на «стационаре»), даже не окупали поездок. Поэтому четыре года назад мы разработали губернаторскую программу «Театрально-концертный зал». Главы одиннадцати муниципалитетов области бесплатно нам предоставляют площадки дворцов культуры, где проходят спектакли наших театров. Мы компенсируем театрам средства, потраченные на выезд со спектаклем в область. Благодаря этой программе мы имеем порядка 6-7 млн рублей в год и возможность нести культуру в массы».
Министр согласился с тем, что сегодня театры области переживают не самые лучшие времена, но опыт прожитых лет обнадёживает: когда жить становится всё труднее, зритель как раз обращается к театру, пытаясь найти в его постановках ответы на свои вопросы. Сытому и обеспеченному не до культуры.
Деньги на сцену
За последние два года объём финансирования областных театров и фестивалей сократился вдвое: в 2013 году бюджет составлял 330 млн рублей, в 2014-м - 260 млн, а в 2015-м - всего 164 млн.
В области сейчас работают 1 939 учреждений культуры, из них почти половина - в сельской местности.
285 млн рублей составляет сегодня смета на ремонт челябинского театра драмы имени Наума Орлова. В бюджете их нет.
Работники культуры в Челябинской области получают в 1,5 раза меньше заводчан. В 2014 году средняя зарплата работников учреждений культуры составила 15,8 тыс. рублей.
Комментарий
Светлана КВАСНИЦКАЯ, заместитель директора по работе со зрителем Челябинского театра драмы:
«Любая экономическая ситуация отражается на деятельности театра, но повышение цен на продукты питания и продажа театральных билетов - это два процесса, которые подтверждают старую истину «Не хлебом единым жив человек». Да, нам удаётся собирать аншлаги. Зрителям во все времена нравились спектакли лёгкого жанра, но настоящая театральная публика готова и к серьёзным постановкам. Всегда зрители с удовольствием приходят на спектакли классиков русской драматургии. Недавняя премьера спектакля «Дядя Ваня» - тому подтверждение. Поверьте, у нас жизнь бьёт ключом. Театр жив, в нём каждый вечер дают спектакли, и нужно только выбрать для этого время».
Взгляд
Борис МИЗРАХИ, советник председателя ЗСО на общественных началах, советник заместителя губернатора, член коллегии министерства культуры Челябинской области:
«Прошлый год был Годом культуры, и общественная палата региона инициировала депутатские слушания. За последние три года уровень финансирования культуры неуклонно снижался. Мы предложили добиться защищённой строки бюджета, то есть настояли на том, чтобы деньги, предусмотренные для расходов на культуру, не урезали, чтобы она не становилась меньше. 164 млн культура в этом году получит. Но это не весь бюджет культуры, это всего лишь расходная часть минкульта, эти деньги будут потрачены на все учреждения, находящиеся в областном подчинении.Также мы хотели, чтобы у нас, как в европейских странах, уровень финансирования культуры составлял не ниже 2% от всего бюджета. Этого добиться нам не удалось, хотя документ уже был подготовлен. Во многих странах определены источники, откуда финансируется культура. Канада и Эстония берут 2% от дохода, полученного при продаже ликёро-водочной продукции, Франция - из доходов сферы туризма. А из каких доходов брать деньги на культуру нам? Тем более во время кризиса».