Челябинская область, 15 октября - АиФ-Челябинск.
В нынешний свой приезд Гришковец представил южноуральцам спектакль «Прощание с бумагой», однако впервые он побывал в Челябинске как раз в рамках фестиваля «Театральные опыты».
- В Челябинске я испытал очень серьезные переживания, нигде меня так не ругали, как в этом городе, - признался Евгений Гришковец. – В 1989 году я приехал сюда в составе мим-дуэта «Мимоходом» - выступали в черном трюко, до этого нас блестяще принимали в Риге. А в Челябинске критики нас просто похоронили! Дуэт после распался, и, слава Богу, как выяснилось, так как я начал заниматься тем, что принесло успех.
Тем не менее, как поясняет Гришковец, он никогда не забывал, что вышел из студийного театрального движения:
- Да, там было много плохих и слабых спектаклей, но люди были счастливы, что всем этим занимаются. Теперь в стране практически не осталось ни одного театра-студии. «Манекен» - единственный. Я считаю, что охраной подобного коллектива нужно заниматься даже на уровне ЮНЕСКО. Для истинных театралов само это название не означало что-то бездушное и пластмассовое, но нечто очень притягательное. «Манекену» уже 50 лет! Представьте, как если бы существовала полярная станция со времен Первой Мировой войны, и вдруг решили ее прикрыть. Такие театры – это как коренные зубы, их нельзя терять. Мне непонятно, почему в Челябинске не ценят «Манекен» - тут что, 200 театров? Здесь в каждой подворотне по балетной труппе или симфоническому оркестру? Это Авиньон или Париж, что ли? Люди сюда приедут, чтобы посмотреть на ваш тракторный завод? Не спорю, завод – это прекрасно, но завод без культуры – это кома! Я-то знаю, каково жить в городе без культурной среды, а челябинцы пока этого не знают. Из Кемерово, где я вырос, уехали сразу же множество прекрасных артистов – Панин, Мешков, Бабенко. Город ничего не накапливал. У Челябинска же есть шанс что-то накопить, ведь город-то небедный. У города без культурной составляющей нет ни ума, ни сердца – как тут тогда детей растить?
Интересно, что многие другие легендарные гастролеры в открытую заявляли, что в свободное время в Челябинске они хотели бы посетить лишь одно место – «Манекен». Как вспоминает основатель театра Анатолий Морозов, еще в советское время в город прибыл на гастроли коллектив МХАТа. Для гостей в аэропорту даже установили трибуну. С этой трибуны Олег Ефремов и заявил, что артисты и южноуральцам кое-что покажут, но и сами кое-что хотели бы получить. По толпе прошелся шепот – все подумали, что актер намекает на посещение закрытых городов, где можно было приобрести многие дефицитные в ту пору продукты. Однако Олег Ефремов заявил, что гости хотели бы посетить спектакль театра «Манекен». Анатолий Морозов в то время отдыхал на озере Увильды, а труппа была распущена – две черные «Волги» примчались на озеро, чиновники велели немедленно собирать коллектив. МХАТовцам в итоге показали спектакль «Две стрелы».
На будущих же «Театральных опытах» Евгений Гришковец ожидает увидеть спектакли, в корне отличающиеся от тех, что обычно сейчас идут на столичных подмостках.
- Сейчас в тренде какие-то чудовищные эксперименты над культурой! – говорит актер. – В порядке вещей ситуация, когда актеры, режиссеры встречаются с журналистами, публикой, но не с критиками. Вся работа критика сводится к какому-то пересказу спектаклей. А фестивали вроде «Золотой маски» - это просто какое-то ВДНХ! Все тенденциозно, приедет кто-нибудь известный, и пусть ставит плохой спектакль, все равно ему приз дают – как, мол, не дать, если приехал?
Весьма критично высказался Гришковец и о столичных театрах, и о международных фестивалях:
- С 2003 года я потерял интерес к международным фестивалям – зачем мне сидеть, переводить? Гораздо важнее то, что в России. К сожалению. Многим московским театрам достаточно столицы, им вполне хорошо живется на государственные средства. Сам я живу в Калининграде, бюджетных денег отродясь в руках не держал, активно разъезжаю по стране. Можно сказать, что Гоголя знаю не только по тексту, но и по карте.
В своей характерной образной манере гость заявил, что если каждый театр в отдельно взятом городе можно уподобить лесу, то фестиваль «Театральные опыты» станет оранжерей для истинных талантов.