За ответами на эти и другие вопросы мы отправились к министру культуры Челябинской области Алексею Бетехтину.
Совет про совет
- Жалобы на то, что культура у нас финансируется по остаточному принципу, слышны давно. Но говорят (в частности, в театральной среде), что в последнее время денег стали выделять ещё меньше. Это правда?
Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин |
- В театрах у нас работают люди эмоциональные, но должен заявить, что ни по одной из статей финансирование не уменьшено. Да, для учреждений культуры ввели налоги на землю, имущество, но все эти расходы покрываются из областного бюджета и индексируются в соответствии с инфляцией. Мы приняли «дорожную карту» для повышения зарплат тем работникам культуры, у кого наименьшие заработки. Кстати, в театрах всегда платили больше по сравнению с прочими сферами. Согласен, что в целом денег, конечно, не хватает.
- Одна из претензий состоит в том, что не выделяются средства на новые постановки, а без этого трудно привлечь зрителя.
- Нет правовых документов для финансирования новых постановок. Ещё при Ельцине в 1992 году постановили, что театру кукол выделяется для постановки 500 тыс. рублей, театру оперы и балета - миллион. Но всё это давно устарело. Средства выделяются, но не так часто и не в том размере, как хотелось бы театрам.
Выход в том, чтобы попутно искать спонсоров, меценатов, создавать попечительские советы. Но за три года моей работы в министерстве ни один театр, кроме оперы и балета, не создал такого совета. А это действительно большое подспорье. Я знаю, о чём говорю, так как был директором театра. Мы создали совет, благодаря которому провели ремонт, платили работникам зарплату.
Генералы с пехотой
- Раз вы уж упомянули театр оперы и балета, в чём причина постоянных конфликтов, сотрясающих это учреждение?
- Там были и личные конфликты среди руководства, и ряд нарушений трудового законодательства. Вы же знаете, как у нас ссорятся творческие личности, особенно если наделены хоть какой-то властью: в бой идут, как генералы, ведя за собой пехоту из части коллектива. Надо учесть, что там ведь, по сути, четыре театра в одном. И есть люди, которые числятся артистами, но на деле заняты совсем другим. С такими всегда сложно.
Сейчас в театре ситуация более спокойная. Не всегда дело в финансировании. Вон Большой театр буквально засыпан деньгами, там артисты получают больше, чем иные директора заводов у нас. А что в итоге? Даже кислотой в лицо брызжут!
- А как обстоят дела с «Манекеном»? Там ведь тоже была кризисная ситуация.
- Этот театр муниципальный, так что большая часть ответственности лежит на городе, но мы, разумеется, следим за ситуацией. Непростое положение сложилось, когда финансирование урезали на 50%, надо привести его статус в соответствие с законом. Всё-таки театр, пользуясь поддержкой государства, должен зарабатывать и сам, и «Манекен» в этом плане не исчерпал своих ресурсов. Для театров минимальный план составляет 280 спектаклей в год.
Есть обиды из-за того, что не дали денег на фестиваль. Не один «Манекен» пострадал. «Камерату», например, тоже не удалось провести, потому что один раз дали на это 300 тыс. рублей, потом на юбилейный фестиваль целый миллион, и после уже средств не осталось. К сожалению, есть такой подход: дайте нам полную субсидию, и мы вам тут споём-спляшем. А такое бывает редко. Надо, повторюсь, уметь привлекать средства со стороны.
- Насколько реально сделать театр бизнесом?
- Бизнесом не получится. Всегда будут субсидии от государства - так уж повелось со времён царя. Но, если использовать язык бизнесменов, всё-таки чаще надо давать не рыбу, а удочку. Почему государство не поддерживает шоу-бизнес? Да потому, что он сам может заработать. Скажем, в антрепризе достаточно трёх-четырёх узнаваемых лиц, декорации из того, что уже есть в театре, - и всё, народ повалит, билеты купит.
А с репертуарным театром так не получится. Ну купит человек один раз билет за 5 тысяч, ещё сто человек, допустим, придут, а дальше? Театры ведь работают каждый вечер, а детские ещё и днём. Поэтому государство субсидирует наш театр: на каждые потраченные зрителем на оперу 100 рублей из областного бюджета выделяется ещё 600. Иначе всё это давно бы превратилось в чисто элитное искусство.
От цен дрожат руки
- Чтобы искусство у нас не было сугубо элитным, надо поддерживать и детские кружки. А в музыкальных школах говорят, что играть не на чем.
- Есть такая беда. Последнее обновление музыкальных инструментов было ещё в 1980-х годах. Есть программа, рассчитанная на три года, будем покупать инструменты. Пока, правда, мы ни одной новой балалайки не приобрели, но заявки собраны. При этом есть в области отлично оснащённые (за счёт местных властей) музыкальные школы, например «Камертон» в Магнитогорске. Здесь, конечно, необходимо постоянное финансирование. Образно говоря, если 10 копеек не выделять каждый месяц, потом по 10 рублей придётся.
- А жива ли сейчас система библиотек, особенно в малых городах и сельской местности?
- Как раз там они живут в иных местах даже лучше, чем в крупных городах. В сельских библиотеках при убыли населения идёт приток читателей. Тому много причин. Не всем доступен Интернет, периодика дорогая, а селянам хочется почитать журналы по садоводству, рукоделию. Книги опять же сейчас дорогие. Я вот, человек небедный, покупаю иногда книгу, и руки дрожат. Раньше дрожали от предвкушения, а сейчас от цены. Купил Акунина - 600 рублей стоит! Прочитал, и книга стоит теперь просто на полке. А на селе кто купит книгу за такие деньги? Так что библиотека - настоящий выход.
А ещё это место общения, так как в клубах обычно проходят лишь дискотеки. В Польше в клубах собираются пенсионеры, пьют сливовицу, потом достают скрипки, гитары. У нас такого нет. Библиотеки имеют большое будущее, если их переформатировать в некие культурно-образовательные центры. Такие уже есть. Там и Интернету бабушки учатся, работают правовые кабинеты.
- Можете назвать районы, где библиотеки стали многофункциональными центрами?
- В Увельском районе, например. Есть районы, где библиотеки выгнали в какие-то клетушки, а в Увелке предоставили шикарное административное здание. Могли бы его продать, в аренду сдать, а отдали под библиотеку. Похвалю и Пластовский район: там вообще ввели хорошую практику ремонтировать каждый год по одному сельскому клубу.
В своё время закупили мы автоклубы. Не везде они работают, кое-где стоят на приколе. Местные власти оправдываются: нет запчастей или ещё чего. Но знаю, что автоклубы действуют в Сосновском, Аргаяшском, Катав-Ивановском районах. Есть у нас и передвижная библиотека.
- В глубинке могут таиться ресурсы и для развития туризма. Скажем, в Центральной России город Мышкин прекрасно использовал своё название. Почему бы нам не воспользоваться таким опытом?
- А разве Аркаим не пример раскрутки места археологических раскопок до уровня всероссийского бренда? Не исключено, что этот успех будет повторён и в истории с зюраткульским геоглифом «Лось».