В региональном Минкульте пояснили, что театры областного подчинения находятся на бюджетном дотировании, которое включает в себя затраты на зарплату и налоги, коммунальные платежи и проч. Деньги это очень невеликие. По-прежнему нет целевого финансирования на ремонты, в которых так нуждаются наши театры. Приходится вставлять окна и красить двери за счёт внебюджетных средств.
Внебюджет помогает выживать
- Периодически оперный театр сдаёт концертный зал в аренду для приезжих артистов, - рассказывает директор театра оперы и балета М.И. Глинки Владимир ДОСАЕВ. - Вырученные средства позволяют театру не развиваться, а всего лишь выживать. Деньги от сборов мы тратим на зарплату, на содержание здания, на постановочные расходы. Что поделаешь, искусство – дело нерентабельное. Здания всех наших театров находятся в плачевном состоянии, за редким исключением они требуют капитального ремонта. Повсеместно требуется замена технического обслуживания сцен. 90-100% театрального оборудования впору сдавать в музей. Мы очень серьезно в этом плане отстаём от всех федеральных театров: одни из них были реконструированы, другие вовсе получили новые здания. У нас же ни одна проблема не решается своевременно: нет финансирования. Театры - это не отдельная субстанция, поэтому живут в состоянии кризиса вместе со всей страной. Другое дело, что в этом состоянии театры живут уже достаточно давно.
Тридцать три года (с момента сдачи в эксплуатацию) не проводился капремонт в челябинском театре драмы. Сегодня зданию необходимы кровельные и прочие работы, которые позволят ему банально не разрушиться и остаться архитектурным брендом Челябинска. Кроме того, здание строилось без учёта того, что в него будут приходить люди с ограниченными возможностями, нужны пандусы и переоборудованные лестницы. Давно перестал быть новым в прямом смысле этого слова Новый художественный театр в Челябинске: он семь лет живёт без ремонта, зрительный зал буквально сыпется, за это лето руководство театра лелеет надежду решить хотя бы одну проблему – с креслами и стульями.
- Артисты просят об элементарном - хотя бы о гримировальных столиках, - признаётся худрук театра Евгений ГЕЛЬФОНД. - Конечно, художник должен быть немного голодным, чтобы он мог творить. Но всё же гораздо легче работать и творить, чувствуя, что власть уделяет тебе внимание и поддерживает.
Карман артист почти пуст
Впрочем что говорить о ремонтах, когда с трудом удаётся наскрести на зарплату сотрудникам театров. Вопрос цены напрямую связан с оттоком кадров, который сегодня наблюдается
- Актёр - это призвание. Человек выбирает этот путь и смиряется со своим пустым карманом, - рассуждает худрук и главный режиссёр челябинского камерного театра Виктория МЕЩАНИНОВА. - Но в театре есть и другие службы: актёра нужно одеть, обуть, нужно встретить зрителя и т.д. Очень хотелось бы, чтобы у нас на гардеробе работали молодые красивые женщины, ведь театр – это место для красивых людей. Но кто пойдёт? Кто, если самый большой оклад в нашем театре у меня – 5600 рублей?! Поэтому в гардеробе мы можем рассчитывать только на пенсионеров, для которых это небольшой приработок к их небольшой пенсии. Ужас в том, что уходят специалисты, бутафоры... В оперном театре работает прекрасный декоративный цех, там рукодельницы с золотыми руками, но к ним на смену никто не идет! У молодёжи нет мотивации идти работать в театры, тем более при существующем уровне зарплат.
Следует добавить, что зарплата театралов состоит не только из оклада, а также из различных надбавок, которые выплачивает государство. У многих актёров надбавка в разы больше, чем оклад. Кроме того, театрам разрешено направлять в фонд оплаты труда до 50% собственных заработанных средств. Таким образом, средняя зарплата артистов южноуральских театров за прошлый год составила чуть больше 25 тысяч рублей.
- Чтобы иметь возможность зарабатывать, сегодня чаще приходится ставить лёгкие комедии, варьете, но и это не спасает, - сокрушается Досаев. - Штат оперного театра – порядка пятьсот человек, а стоимость билетов практически подошла в нашем городе к своему ценовому потолку. К слову сказать, в Большом театре в столице билеты стоят порядка 20-30 тысяч рублей. Даже на фоне театров в близлежащих Свердловской и Тюменской областях наши артисты получают вдвое меньше. Музыкантам нового симфонического оркестра в Тюмени предлагают зарплату до 90 тысяч рублей. Наши музыканты получают 20. Поэтому если завтра оркестр встанет и уедет в Тюмень, его можно будет понять и простить.
Миллион зрителей за год
Несмотря на кризисные времена, интерес у зрителя не падает: в среднем каждый третий житель Челябинской области посетил театр в прошлом году. В эту новогоднюю кампанию все боялись, что в связи с обвалом рубля никто не поведет детей в театры. Однако в этот раз зрителей было даже больше, чем обычно. Другое дело, что вызывает у них интерес.
- Даже в эпоху коммунизма при вызовах того времени, учитывая постоянные худсоветы и идеологическое давление, нам было легче, чем сейчас, - признаётся Мещанинова. - Служить в театре сегодня трудно: всё решают деньги, графики, выполнение планов. Мы обязаны вести отчётность, показывать загрузку залов. Но наличие зрителей в зале сегодня часто не определяет качества спектакля. Блестящий спектакль с глубоким смыслом требует умного и воспитанного зрителя. Думать, вникать и сопереживать сегодня хотят далеко не все, в театры идут, чтобы развеяться. А это ведёт к понижению материала.
- Молодого зрителя сегодня нужно готовить к походу в театр, потому что он не умеет смотреть спектакли, не знает театрального языка и не может воспринимать театральное зрелище, - соглашается директор Челябинского государственного Молодёжного театра Алла ТОЧИЛКИНА. - Для того, чтобы всё это понимать и идентифицировать театральную реальность, он сначала должен был ходить в кукольный театр, потом в молодёжный, а потом уже во все остальные. Эта связь была прервана, потому что никто с некоторых пор не позиционирует театр как место, куда можно прийти и провести свой досуг и получить ответы на свои вопросы.
Чтобы подготовить юных зрителей, в Молодёжном театре для них устраивают читки. Актёры читают ребятам со сцены серьёзные произведения, а после беседуют с ними о смысле прочитанного произведения.
Театр доступен каждому
За последние годы ни один театр в Челябинской области не был закрыт, как говорится, Бог миловал. Более того, в самые тяжёлые времена, когда, казалось бы, «не до того», открывались новые театры (например, Театр современного танца в Челябинске) и ставились новые спектакли. В некоторых городах области есть свои театры – три в Магнитогорске, два в Озёрске и один в Златоусте. Есть ещё один полусамодеятельный-полупрофессиональный театр в Верхнем Уфалее, сейчас он готовит документы для того, чтобы стать муниципальным. Туда, где театров нет, приезжают челябинские коллективы.
- Какое-то время назад театры перестали выезжать в область, потому что это стало экономически невыгодно, - рассказывает министр культуры Челябинской области Алексей БЕТЕХТИН, - деньги, заработанные на продаже билетов (а стоили они гораздо дешевле, чем на стационаре), даже не окупали поездок. Поэтому четыре года назад была разработана губернаторская программа «Театрально-концертный зал». Главы одиннадцати муниципалитетов области бесплатно нам предоставляют площадки дворцов культуры, там периодически проходят спектакли наших театров. Площадки выбраны такие, чтобы туда могли приезжать жители и соседних территорий. Мы компенсируем театрам средства, потраченные на выезд со спектаклем в область. Благодаря этой программе мы имеем порядка 6-7 млн рублей в год и возможность нести культуру в массы.
Министр согласился с тем, что сегодня театры области переживают не самые лучшие свои времена, но опыт прожитых лет обнадёживает: когда жить становится всё труднее, зритель как раз-таки обращается к театру, пытаясь найти в его постановках ответу на свои вопросы. Сытому и обеспеченному не до культуры. А, не имея пищи натуральной, человек отправляется на поиски духовной. Что же до ремонтов, то и тут перед театральным сообществом забрезжила надежда после встречи с главой региона Борисом Дубровским. 27 марта, когда весь мир отмечал День театра, он собрал их, чтобы поздравить, а они поделились с ним наболевшими вопросами. Остаётся надеяться, что результатом этой встречи станет капремонт хотя бы в одном из театров области. Или актёры вспомнят о том, что такое «бюджет на постановочные расходы».
МНЕНИЕ
«Жизнь в театрах бьёт ключом!»
Квасницкая Светлана, заместитель директора по работе со зрителем челябинского театра драмы им. Н.Орлова
Любая экономическая ситуация отражается на деятельности театра, но повышение цен на продукты питание и продажа театральных билетов – это два процесса, которые подтверждают старую истину «Не хлебом единым живет человек». Да, нам удается собирать аншлаги. Мы можем прогнозировать, когда ожидается аншлаг. Зрителям во все времена нравятся спектакли легкого жанра, но настоящая театральная публика готова и к серьезным театральным постановкам. Всегда зрители с удовольствием приходят на спектакли классиков русской драматургии - недавняя премьера спектакля «Дядя Ваня» полное тому подтверждение. Есть спектакли экспериментальные, они не собирают полных залов, но своего зрителя они нашли. Театр никогда не являлся местом, где скучно. Поверьте, у нас жизнь бьет ключом всегда. Репетиции, уроки вокала и хореографии, примерки, создание декораций, подбор реквизита, волнение перед премьерой – это далеко не полный перечень событий, которые ежедневно происходят в театре. Ожидание зрителей, их реакция на тот или иной спектакль – все это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Единственное, чего нам хотелось бы – это, чтобы наши зрители знали, что театр жив, что в нем каждый вечер дают спектакли и нужно только выбрать для этого время.