Примерное время чтения: 6 минут
195

Кто они, враги старины? О бедности театров и домах-памятниках

АиФ-Челябинск №19 06/05/2015
фото Александра Фирсова / АиФ

 Об этом мы поговорили с южноуральским писателем, краеведом, общественным деятелем Кириллом ШИШОВЫМ.

По замкнутому кругу

- Кирилл Алексеевич, нынче каждый год как-то торжественно именуют: Год литературы, Год культуры, Год семьи… Есть ли в этом смысл и польза?

- Год культуры ознаменовался для нашего региона одним-единственным актом - открытием нового органного зала.

Вы, видимо, не застали ту эпоху, когда к своей гибели подходил Советский Союз. Предчувствуя умирание идеологических, экономических и прочих структур, каждый год было принято, как вы выразились, торжественно именовать. Год экономики, Год реконструкции, Год информации - всё это было и раньше. Такое впечатление, что вот так, находясь в каком-то катастрофическом состоянии, мы идём по замкнутому кругу.

- Есть ли шансы у Года литературы увенчаться хоть каким-то результатом в нашем регионе?

- Скорее нет, чем да. Ходили разговоры о том, дескать, на Южном Урале появится литературный музей. Но это только разговоры, они родились в результате наших встреч с депутатами в Законодательном собрании, после которых депутатская комиссия всего лишь рекомендовала исполнительной власти создание литературного музея. Господа депутаты, половина из вас миллиардеры! Ну хоть кто-то пообещал бы свою помощь? Никто! На бюджет рассчитывать не приходится.

Когда я был председателем Челябинского фонда культуры, мы создали единственный в городе музей персоны - музей моего учителя и наставника Леонида Оболенского. Этот музей стоил мне 30 лет жизни! Готов ли я ещё столько же потратить на отстаивание идеи создания литературного музея? Да, готов. Как видите, я ещё не инвалид, хожу без подпорок. И когда ты что-то делаешь вопреки всему, как Дон Кихот, силы появляется с каждым разом всё больше.

Полгорода снесли

- А в чём камень преткновения?

- Вся проблема - в отсутствии помещений. Без конца куда-то обращаемся и получаем отрицательные ответы. Просили здание на улице Труда, 56 - отказали. Просили на Цвиллинга, 8 - ответ тот же. На Каслинской, 137, возле торгового центра находится прекрасный двухбашенный особнячок с двором, с прекрасно сохранившимися амбарами, мы его 20 лет готовили под литературный музей! Сегодня он приватизирован командой известных предпринимателей. Что они там делают - никто не знает. Не заходите, частная собственность, пошли вон!

К сожалению, сегодня все дома-памятники в Челябинске отданы в частные руки. Их никто не ремонтирует, а рухнут - построят на их месте небоскрёбы. Для бизнесменов эти старые дома не имеют архитектурной ценности, для них это олицетворение провинциального стиля, это немодно, это надо снести. Уже полгорода снесли! Что ж, в те времена были одни враги, сегодня другие - и у архитектуры, и у старины, и у памяти.

Скажу вам одно: биться за литературный музей мы будем до конца! Опыт в этом у меня уже есть. Наш краеведческий музей был создан в 90-е годы, а тогда было труднее, чем сейчас. Благо Пётр Иванович Сумин был человеком некоммерческого направления.

- Раньше у культуры и искусства были меценаты. Сегодня их нет?

- Ну какой им смысл? Как только они какую-то копейку пожертвуют, их тут же накажет налоговый инспектор. Зачем заниматься меценатством? Если театральный коллектив ещё для кого-то станцует во время корпоративной вечеринки, с ним наличкой рассчитаются, которая не проходит через кассу. А быть спонсором - это очень накладно.

На что жить актёру?

- Кстати, что вы думаете по поводу театров? Они тоже сегодня находятся в бедственном положении, как и музеи.

- Вы правы. У нас билет в театр стоит минимум 100 рублей. Это баснословно дёшево! Так наши театры сегодня пытаются удержать зрителя. Незаполненный зал для актёров - это очень тяжело. Хотя и актёры наши местные большие молодцы, и репертуар достаточно разнообразен. Недавно я в третий раз посмотрел спектакль «Голодранцы и аристократы», получил колоссальное удовольствие! Я вам скажу так: играют на самоотдаче, работают на голом энтузиазме. Зарплаты наших актёров - 15-20 тыс. рублей. А ведь им жить на что-то нужно и семьи содержать!

Бедственное положение театров и их работников - это в первую очередь забота директоров. При этом совершенно непонятным остаётся, что и кому дают звёздные гастролёры с высокими ценами на билеты.

- Но ведь есть ещё поддержка на областном уровне.

- О чём вы говорите?! За последние два года объём финансирования областного минкульта сократился вдвое: в 2013 году бюджет ведомства составлял 330 млн рублей, в 2014-м - 260 млн, а в 2015-м - всего 164 млн. Между прочим, бюджет нашей области в этом году составил порядка 100 млрд рублей. Да, мы понимаем, что государство живёт только на налоги, на бюджет. Понимаем, что в первую очередь деньги из бюджета идут на здравоохранение, во вторую - на образование и только в третью - на культуру. Здравоохранение имеет где-то около 25% от консолидированного бюджета, образование - около 10%. Вот уже 30 млрд ушло. Ну должен же на культуру приходиться хотя бы тот минимум, который всегда был в советское время?

- А сколько тогда приходилось на культуру?

- 5%. Потом 4%, 3%. Сегодня - на уровне 2%. При этом мы с вами не знаем цифру консолидированного бюджета на культуру. 160 млн рублей - это только те деньги, которые на областном уровне тратятся на театры, на фестивали типа Бажовского и прочие народные праздники. Где ещё деньги на культуру? В бюджетах городов и сёл. Там наберётся ещё примерно столько же - 180 тыс., а то и 200 тыс. рублей. Финансирование ремонтов не предусмотрено ни на одном уровне. В крайнем случае, если обвалится здание какого-то старого театра, то в режиме ЧС дадут денег.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах