Увы, уезжать из России за границу стали не только талантливые программисты и инженеры. Утекают из России и спортивные мозги. Полгода назад титулованный в прошлом ходок, наставник нескольких российских звёзд-скороходов челябинец Александр Арцыбашев перебрался в Индию. Теперь он работает в небольшом городке Патиала, что в штате Пенджаб.
Спортивные грехи
- Александр, как ты, челябинский тренер, оказался в Индии?
- Полтора года назад я уезжал пожить на Бали. Вообще, мне был интересен Индокитай и Юго-Восточная Азия с точки зрения дауншифтинга (жизненная философия, предполагающая отказ от гонки за материальным капиталом, карьерного роста и т. д. и ориентацию на жизнь ради себя и семьи. - Ред.). Уже на месте появились предложения по работе. Узнав о моём тренерском уровне, индонезийцы были готовы оплачивать подготовку спортсменов к международным соревнованиям, потому что там уровень развития лёгкой атлетики оставляет желать лучшего.
- Почему у них не получается воспитывать чемпионов?
- Во-первых, индийские тренеры изучают технологию подготовки спортсменов по европейским учебникам. Литература даёт отправные точки, но этого недостаточно. Во-вторых, не получается у них ковать чемпионов из-за своего менталитета. Согласно религиозным доктринам, они должны прожить свой земной отрезок жизни в покорности. Спорт подразумевает азарт, честолюбие, значит, противоречит религии. Конечно, мелкие цели местные спортсмены преследуют, но опять же эти стремления навязаны глобализацией - денежку заработать, приподнять статус. Хотя там это бесполезно: если ты из низших сословий, тебе уготована судьба только твоей касты.
- То есть касты в Индии - это реальность сегодняшнего дня, и там по-прежнему есть парии, неприкасаемые, шудры и брахманы?
- Да. В Индии всё тот же традиционный уклад, и вряд ли он изменится когда-нибудь. Каждый индиец честно отрабатывает свой земной кружок. Может, дальше в кого другого переродится и поднимется по иерархической лестнице.
- Ты, как я понимаю, не первый русский варяг в Индии?
- Нет, конечно! Там выходцы из СССР, которые при его развале думали, куда же податься, по 18 лет работают. Катар, Эмираты, Оман - везде русские, украинцы, белорусы, грузины готовят местных спортсменов. Наша тренерская школа считается лучшей, причём не только по лёгкой атлетике, но и по другим видам спорта.
- Как индийские спортсмены воспринимают наставников-европейцев?
- Мы для них - носители ценной информации. Я сначала даже был шокирован: приходишь с утра на стадион, а спортсмены перед тренировкой целуют землю у арены и ноги тренера. Это у нас могут пройти и поздороваться сквозь зубы или менять тренеров как перчатки.
- Где тебе приходится работать?
- Практически во дворце! (Смеётся.). Во время национализации почти все магараджи отдали свои дворцы государству. Правительство недолго думало, как их использовать: клетушки для гаремов превратились в спортивные бары, а в парках стали строить стадионы и бассейны. Так что работаем мы почти в королевских условиях. Например, в нашем парке две стадиона и бассейн. Вокруг потрясающе красивая архитектура: дворец, резные беседки, фонтаны - всё это ваяли итальянцы.
На индианке не женюсь
- Александр, кого ты сейчас тренируешь?
- В моей группе 20 ребят и 4 девочки. Если говорить о кастах, то в основном это сикхи, кухмары и раны (выходцы с Гималаев). Но надо отметить, у спортсменов какого-то неприятия по отношению друг к другу нет. Всё очень по-доброму.
- Насколько они перспективные спортсмены?
- Генетика у всех очень хорошая, все могут добиться высоких результатов и стать великими спортсменами. Вот только жила самореализации у них напрочь отсутствует. Кстати, о генотипе. Когда я только приехал, не мог поначалу понять, почему чувствую себя неуютно. Потом дошло: почти все мужчины вокруг выше меня на голову. Даже старики выглядят там атлетично: седые, поджарые, белокожие и голубоглазые. При этом у низших каст - неприкасаемых - налицо вырождение: они маленького роста, у детей бывает по 7-8 пальцев на руках и ногах. Такое ощущение, что они прошли определенный эволюционный путь и двинулись в обратную сторону.
- Раньше, в Челябинске, твоя группа состояла практически из одних девушек. Почему сейчас среди твоих подопечных в основном парни?
- В Индии женский спорт не приветствуют. Свою дочь в начинаниях поддерживает только одна мама, и то втихаря.
- Для большинства из нас Индия - это слоны, Болливуд, прекрасные индианки в сари…
- Да, все женщины действительно ходят в сари. Кстати, чем ниже каста, тем ярче одеяние. И на стройку индианки ходят не в робах, а как на свадьбу. Если говорить о красоте, то среди девушек, и правда, есть очень хорошенькие. Жениться на индианке? Нет! Жизненный опыт у меня такой, что я уже знаю, с кем бы хотел состариться.
Йога как матрешка
- Тренировочный лагерь, где ты сейчас работаешь, находится в предгорьях Гималаев. Чувствуется ли близость к духовным святыням Индии?
- Конечно! Причём восприятие один в один как у Рериха-старшего. Гималаи именно такие, какими их рисовал Николай Рерих. Может, даже это те же самые места, куда с экспедициями приезжал художник... Величественные горы, чистейший воздух и состояние души особенное.
- Многие наши соотечественники, уезжая в Индию, начинают практиковать йогу…
- Я, видимо, исключение. По сути, это обыкновенная утренняя гимнастика. Практику йоги за пределами Индии стал продвигать в конце XIX века Вивекананда. Он собрал всю экзотику, обобщил её и преподнёс европейцам. Теперь это бренд. Такой же, как в России матрешки.
- Славятся на весь мир и гималайские травы. Говорят, именно благодаря растительным добавкам те же китайцы стали занимать первые строчки во всех спортивных рейтингах.
- Не стройте иллюзий! Китайские победы и рекорды - это победы и рекорды стероидов. Просто всем хочется верить в действенность каких-то снадобий, отсюда популярность крови жёлтой лягушки, костей змей, корений и трав. Что касается, индусов, то у них есть раскрученный БАД - чаванпраш. Это смесь трав, меда и сухофруктов. Они каждый день съедают по чайной ложке с молоком. Говорят, помогает быть в тонусе.
- Александр, мы увидим тебя и твоих воспитанников в Лондоне на Олимпиаде?
- Не факт. Страна долгое время была английской колонией, и сейчас некоторые партии предлагают бойкотировать Олимпийские игры в Лондоне. Поэтому, поедем мы или нет в Лондон, станет известно, видимо, накануне игр. Основная фишка, к которой нужно привыкнуть в Индии, - непредсказуемость. Здесь может случиться всё что угодно. Меня это сначала напрягало, потом понял, что так даже лучше - жить и делать всё сегодня, а не строить каких-то грандиозных планов на завтра.