В то же время мониторинг показывает более чем пятикратное превышение концентрации вредных веществ (бензапирена) в среднем по году.
Челябинская область и особенно сам Челябинск являются промышленной зоной, где сосредоточено большое количество вредных производств. Причём их расположение таково, что жители одного рай-она страдают от выбросов сразу нескольких предприятий. И даже если заводы большую часть времени дымят в разрешённых пределах, суммарный выброс даёт превышение ПДК (предельно допустимая концентрация). Официальный мониторинг, конечно, фиксирует и сверхвыбросы, которые в период неблагоприятных метеоусловий (НМУ) так остро чувствуют челябинцы.
Нормы «подогнали»
По заявлению министра экологии Челябинской области Ирины ГЛАДКОВОЙ, за последнее десятилетие регион сократил количество выбросов с 1 млн до 666 тыс. тонн в год. В основном это результат модернизации производства и внедрения очистных сооружений.
«Ожидалось, что такая динамика приведёт к улучшению состояния атмосферного воздуха на жилых территориях, - заявляет Гладкова, - однако по факту мы этого не наблюдаем. Индекс загрязнения воздуха в шести крупнейших городах области уменьшился, но это связано не с улучшением качества воздуха, а с тем, что федеральный законодатель изменил требования к концентрации формальдегида в воздухе. И даже несмотря на это Челябинск показывает рост».
Экологическое законодательство вновь защищает бизнес, подтягивая нормативы вредных выбросов под нужды производства. Но больше всего удивляет заявление челябинского Роспотребнадзора: «Имея на руках превышение по какому-то веществу и точно зная, какое предприятие его выбросило, ничего мы предъявить не можем, - признался глава ведомства Анатолий СЕМЁНОВ, - так как по закону сведения, полученные по результатам мониторинга, не являются достаточным доказательством и основанием для наказания предприятия. Эти материалы могут только лечь в основу дальнейшей работы по корректировке нормативов».
По сути, все экологические службы расписались в беспомощности: ГОСТ позволяет заводам не измерять выбросы в воскресные и праздничные дни, а объявленные НМУ не дают права прокуратуре нагрянуть с внеплановой проверкой.
Такая политика имеет печальные последствия.
Масштаб бедствия
В Челябинской области более 2 тыс. предприятий, выбрасывающих вредные вещества в воздух. Только 11 из них предоставляют сведения в органы власти о проводимых измерениях и природоохранных мероприятиях, остальные прячутся за своими заборами и готовят красивые отчёты.
Тем временем челябинский гидрометцентр сообщает о десятикратном превышении ПДК по диоксиду серы и свинцу в Карабаше. «В Челябинске, Магнитогорске и Златоусте главными загрязнителями являются ароматические углеводороды, в частности бензапирен, - говорит и. о. начальника Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Марина ИВАНИЦКАЯ. - Среднегодовая концентрация бензапирена в Челябинске в 5,2 раза превышала предельно допустимое значение, в Магнитогорске в 3,7 раза, в Златоусте в 3,2 раза. При этом за месяц максимальная концентрация в Челябинске превышала допустимые значения в 15,6 раза, а Манитогорске - в 18,1 раза, в Златоусте - в 8,8 раза.
В последнее время ситуация осложняется тем, что в Челябинске стал появляться смог. Это способствует не только накапливанию вредных веществ в приземном слое, но и образованию новых, более ядовитых соединений, которые мы не измеряем».
В итоге, имея на руках сотни тысяч проб и замеров, найти и серьёзно наказать виноватого власть не может, растрачивая свои ресурсы на «пустой» мониторинг и мизерные штрафы. К примеру, областное управление Росприроднадзора за 2014 год выписало предприятиям штрафы на 7,5 млн рублей, а нанесённый ущерб оценило в 1,2 млрд рублей.
Каждый сам за себя
Что касается промышленных предприятий, они рапортуют об огромных затратах на экологию, о новом оборудовании и соблюдении всех норм. Вот только их успокаивающие речи на областном экосовете прервал губернатор области, в прошлом гендиректор ММК Борис ДУБРОВСКИЙ:
«Я чётко понимаю, что экологические программы на предприятиях финансируются в последнюю очередь. Понимаю, что даже то оборудование, что внедрено, работает для кого-то и только если не мешает технологии. Никто никогда не приостановит производство, если не работает какой-то фильтр, потому что не по этому вас мерят. Предприятия мерят по объёмам и результативности, а без эконадзора можно и обойтись. Буквально в прошлом году на ЧЭМК мне показывали систему онлайн-передачи данных о выбросах с основных труб, но информация так и не поступает. Очевидно, это никому не надо».
Одномоментно проблему не решить, это понимает и глава региона. Тем не менее, пригрозив нарушителям приостановкой деятельности, правительство области надеется на диалог, на то, что промпредприятия станут более открыты и предоставят доступ к реальным цифрам по количеству выбросов. Также планируется развивать единую сеть мониторинга и ввести более жёсткое наказание для нарушителей. «Я на стороне людей. Их некому защитить. Они ко мне обращаются. Это вы все - большие, умные птицы, подготовленные юридически. Так давайте уже махать крыльями в одном направлении, - посоветовал промышленникам губернатор. - Не думайте, что мы тут поговорили, посмеялись (дескать, губернатор чудит) и разошлись. Не переживайте: дооснастимся технологически, будем делать замеры, возьмём на себя дополнительные полномочия. Я просто хочу, чтобы мы добились результата, чтобы люди почувствовали улучшение».
Комментарий
Айвар ВАЛЕЕВ, зампредседателя Совета по формированию экологической политики:
- Два месяца прошло с декабрьского смога, а мы до сих пор не имеем точной информации об источнике: может, коркинский разрез, может, что-то ещё. Если бы в тот день у нас, общественников, была возможность выехать в Коркино на оборудованном авто, неужели бы не нашли причину?
Кто может нам сделать такую картинку? Как вариант - экологическая полиция, очень мобильная и профессиональная. Готов сам сесть и поехать. Тогда мы сможем объяснить простым южноуральцам, что у нас произошло и откуда взялось.
Нужно решить проблему коммуникации между гражданами и государством в сфере экологии. Пробовал писать в надзорные ведомства - ответ пришёл через месяц, и не скажу, что он меня устроил. Бюрократическая логика приводит к бездействию: раз никто не обращается, значит, проблемы нет. А проблема на улице и всем видна. Нужен канал связи, люди должны понимать, что их слышат.
Взгляд
Оксана ЧЕРНОВОЛОВА, консультант Общественной палаты Челябинской области по защите окружающей среды:
- Надзорные ведомства, осуществляющие мониторинг загрязнения воздуха, проводят свои замеры и ведут свою статистику. Очевидно, не хватает синтеза и анализа получаемых данных. Необходим единый мониторинговый центр, чтобы систематизировать замеры, а не ездить друг за другом по одним точкам и чтобы на основании данных проводить проверки.
Мы можем пить разную воду в зависимости от наших финансовых возможностей, покупать продукты питания, но дышим мы с вами одним воздухом. Нужно рассмотреть возможность создания региональных нормативов не выбросов, а нормативов качества атмосферного воздуха на жилых территориях. И только при их соблюдении говорить о выдаче каких-то разрешений на выбросы пром-предприятиям. В иных рамках любые разрешения и предельно допустимые выбросы имеют характер коллективной лжи.