Участие в пресс-конференции приняли:
Раевский Александр Алексеевич, заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области
Ройтенберг Илья Александрович, председатель «Союза пивоваров Южного Урала»
Кривоногих Алексей Викторович, главный пивовар пивоварни «Спиридонов»
Яковлев Константин Владимирович, директор ООО «Магистр-Пивовар»
Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.
Ситуация на рынке пивной продукции в регионе. Сколько в Челябинске и Челябинской области мини-пивоварен?
Ройтенберг И.А.: Довольно трудно подсчитать общее количество по области, в областном центре их около пятнадцати, в ближайшее время откроется ещё три. Это очень серьёзная и большая цифра. Мы на втором месте по количеству пивоварен после Санкт-Петербурге, там их больше сорока.
Кто на лидирующих позициях?
Ройтенберг И.А.: На уровне региона ни у кого нет лидирующих позиций. С уходом производства «Балтики» мы все остались на равных.
Действительно ли сокращается потребление пива на душу населения?
Ройтенберг И.А.: Да, потребление пива в стране снижается. Тому много причин – и кризис, и правительственная программа по оздоровлению нации, и т.д. Но нас это сильно не беспокоит, поскольку мы за умеренное потребление пива. Радует то, что у южноуральцев формируется вкус и есть интерес к лёгкому алкоголю.
Чем полезен и вреден пенный напиток?
Ройтенберг И.А.: Пиво полезно для здоровья, но сегодня эта тема является закрытой. В одном бокале живого нефильтрованного пива 0,5 л содержится суточная норма витамина B в чистом виде. Пивные ванны благотворно влияют на рост волос, а также на состояние кожи и ногтей.
А как же пивной алкоголизм?
Ройтенберг И.А.: Нет такого. Также нее бывает водочного или коньячного алкоголизма. Алкоголизм не делится на подвиды. Никто не рассуждает, от чего лучше спиться, - от водки или от пива.
Как вы оцениваете культуру потребления пива в Челябинской области?
Яковлев В.К.: Точно так же, как нет пивного алкоголизма, так нет и культуры потребления пива. Есть культура потребления алкоголя. У нас она на достаточно низком уровне. Большинство стремится не получить удовольствие от алкоголя, а опьянеть с его помощью. Хотят дешевле купить и получить больший эффект. Поэтому обращают внимание на дешёвые напитки низкого качества, а они присутствуют в 90% случаев. Напротив моего офиса находится магазин популярной винно-водочной сети, и я вижу, кто и с чем выходит. Как правило, идут с ящиками пива, с дешёвой водкой, с энергетиками, которые вкупе с пивом, говорят, дают мощный эффект.
Ройтенберг И.А.: У водочников сегодня проблема: народ берёт водку всё реже и реже. Если сегодня парень пойдёт знакомиться с родителями девушки и возьмёт с собой флакон водки, это будет выглядеть просто «некомильфо». Сегодня в тренде сухие и полусухие вина.
Имеет ли место быть контрафактная продукция?
Яковлев В.К.: Нет. Это же не водка. Это для неё нужны только спирт, вода и бутылка. А в каких пропорциях будут разбавлять - дело второе. Пивное производство предполагает довольно сложные технологии и специфическое оборудование, без которого этот напиток не произведешь. Кроме того, нужны обученные специалисты. И время: от сусла до готового пива долгий процесс длительностью в один месяц.
Какое пиво предпочитают южноуральцы по вашим наблюдениям?
Кривоногих А.В.: На вкус и цвет товарищей нет. 80% южноуральцев, потребляющих пиво, предпочитают светлое. Говорят, пиво – это вода, хмель, солод и чуть-чуть совести пивовара. Мы переживаем за свой продукт, для нас его качество в приоритете. На больших заводах за каждую операцию отвечают разные люди. Некоторые из них даже не знают, какие ещё операции нужны для того, чтобы получить конечный продукт. В пивоварнях работают универсалы, люди, которые от начала до конца отвечают за продукт. Так что с нас спрос строже. Соответственно и качество выше.
В последнее время активно обсуждается ограничение размера ПЭТ-упаковки: предлагается поэтапно перейти на производство алкогольной продукции в полимерной таре объёмом не более 0,5 л. К чему может привести ограничение объема полимерной потребительской упаковки?
Раевский А.А.: Челябинская область всегда поддерживала инициативы, связанные с введением ограничений на продажу алкоголя (введение ночного запрета на торговлю, запрет нестационарной торговли крепкими алкогольными напитками), и это обосновано необходимостью оздоровления населения и распространения здорового образа жизни. Но в последнее время весь удар антиалкогольных реформ сконцентрировался в сфере потребления пива как слабоалкогольного напитка. Так, ставка акциза на пиво с 2009 года увеличилась в 6 раз или на 500%. Предлагаемые законопроекты по ограничению розничной продажи пива в ПЭТ-упаковке также повлекут за собой сокращение производственной базы. Но место слабого алкоголя на рынке могут занять другие напитки, принесёт это пользу или вред населению – ещё предстоит узнать. В настоящее время все возможные ограничения розничной продажи алкогольной продукции только проходят обсуждения в стадии законопроектов. И работа с конкретными законодательными инициативами продолжается.
Ройтенберг И.А.: Это нанесет серьезнейший удар по отечественному пивоварению. Мы вынуждены будем либо остановить производство, либо разливать в другие емкости. Но в какие? В стекло? У нас в стране нет заводов, которые могли бы нас обеспечить стеклянной тарой в необходимой мере. Стекольщики и алюминщики эти законопроекты поддержали, но они, похоже, пока не понимают, что построй они хоть ещё по десять заводов, потребности в упаковке, которая возникнет, они не покроют. Считаю эти законопроекты преступлением против страны: людей подталкивают к спаиванию. Ведь если объём ПЭТ будет ограничен, цена на пиво вырастет вдвое, и тогда народ сразу обратит свои взоры к витринам с дешёвой водкой. За последний год уже закрыто двенадцать крупных пивзаводов по стране. Это значит, что губернаторы недополучили огромные налоги, что потеряны рабочие места. К слову сказать, один специалист на таком заводе - это плюс девять-десять человек (продавцов, водителей, предпринимателей, реализующих пивную продукцию), также обеспеченных работой. Водку держат в своих руках очень серьёзные люди, это они лоббируют в Думе принятие законов, которые могут заживо похоронить пивоваренную отрасль и тем самым нанести урон государству.
Яковлев К.В.: На продажу пива не нужна лицензия в отличие от других алкогольных напитков. Такая неопределенность позволяет нас всячески прижимать. Я занимаюсь пивом уже четыре года, и не было ни одного, в течение которого у отрасли не возникало проблем с законодательством. Я помню реформы Горбачева. Пока не начали внедрять «сухой» закон и бороться с пьянством, люди пили меньше. Раньше около каждого завода стояли рюмочные. Люди выходили из проходной, выпивали по паре рюмок «с устатку» и шли домой. Когда рюмочных не стало, им пришлось выжидать огромные очереди и закупать больше водки. А что делать с закупленной водкой, которая стоит дома в свободном доступе?.. Пить.
Кривоногих А.В.: В связи с ограничением объёма ПЭТ-упаковки снизится качество пива. Дело в том, что срок годности пива очень маленький, нам будет невыгодно менять его в магазинах каждые три-пять дней. Тогда мы вынуждены будем покупать фильтра, делать пастеризацию, сыпать химию… В конечном итоге пострадает потребитель.
Может ли пиво подорожать до принятия закона?
Ройтенберг И.А.: Если только снова взлетит курс евро. Мы ведь используем импортное сырье – хмель немецкий и чешский, солода немецкие и бельгийские. Даже в конце прошлого года, после всех «чёрных» вторников и четвергов цены на пиво не слишком выросли. Мы были вынуждены отказаться от собственных прибылей, но выдержать цену, поскольку понимали, что люди не стали богаче. Да, мы подняли цену на 15%, но это произошло уже в марте, когда всем стало чуть легче дышать. Нам тоже подняли цены и на ПЭТ, и на этикетки. Напомню, что хорошее пиво дешевым быть не может. Нельзя из дешёвого сырья сделать хорошее вкусное пиво.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Андрей Губка, Председатель Совета Союза российских пивоваров
ПЭТ-упаковка – не сделать хуже
Дискуссии о запрете ПЭТ для пива ведутся уже не первый год. Попытки дискредитировать пластиковую бутылку имеют задачу манипулирования общественным сознанием и преследуют бизнес-интересы отдельных компаний и отраслей.
Хочу еще раз расставить все точки над i. В качестве материала для пищевой тары она применяется уже около сорока лет, в том числе для детского питания. Полиэтилентерефталат - химически и биологически инертный материал, он не вступает в реакцию с содержимым тары и устойчив к атакам микроорганизмов. Альтернативой ПЭТ являются алюминиевая и стеклянная упаковки, но в России настолько мало заводов по производству алюминиевой банки и стеклянной бутылки, что продукции этих заводов для обеспечения всего объема рынка упаковки будет катастрофически недостаточно. Тогда от сбоев производства в пивоварении спрос может оказаться неудовлетворенным на 20-40%! Поступления в бюджет сократятся на сумму от 32 до 64 млрд рублей.
По данным Союза российских пивоваров сегодня у нас более 800 пивоваренных производств, преимущественно – небольших. Ряд предприятий выпускают пиво преимущественно в ПЭТ-упаковке объёмом именно 1,5 л. Инициатива по экстремальному снижению объема ПЭТ-упаковки также приведёт к закрытию многих производств. После закрытия пивоваренных заводов без работы могут остаться 150-240 тысяч россиян.
Это ограничение также не будет способствовать снижению проблем алкоголизма. Увеличивая себестоимость пива и его розничную цену (ограничение упаковки 0,5 литра даст рост не менее, чем на 20%) мы переключаем значительную часть потребителей на дешёвый крепкий алкоголь, чистый спирт и суррогаты. По мнению пивоваров, сбалансированным подходом по установлению ограничения объема ПЭТ упаковки может быть запрет розничной продажи с 01.01.2017 г. алкогольной продукции в полимерной потребительской упаковке более 1,5 литров. Предложенные ограничения являются достаточно тяжелыми, но, тем не менее, исполнимыми для пивоваров и по предварительным оценкам не должны привести к коллапсу отрасли.