Примерное время чтения: 9 минут
359

Директор «Уралпромлизинг»: «Каждая сделка с оборудованием — случай особый»

АиФ-Челябинск №25 18/06/2014
Директор компании «Уралпромлизинг» Надежда Степанова.
Директор компании «Уралпромлизинг» Надежда Степанова. Из личного архива

Оснастить предприятие современными производственными линиями и системами повышающими энергоэффективность, улучшить качество, расширить ассортимент и объемы выпускаемой продукции, тем самым упрочив позиции на рынке — все это задачи, которые успешно помогает решить лизинг оборудования. Это направление — одно из сильнейших в компании «Уралпромлизинг».

Об особенностях сделок по лизингу оборудования, в том числе и с поставками из-за рубежа, корреспонденту АиФ-Челябинск рассказала директор компании «Уралпромлизинг» Надежда Степанова.

 Надежда Исааковна, чувствуется всплеск интереса к лизингу оборудования?

— Знаете, на самом деле, оборудование востребовано всегда, потому что любое успешно развивающееся предприятие заинтересовано в модернизации и расширении производства. Если это предприятие с большой историей — скорее всего, требуется замена старого оборудования на новое, если же создано относительно недавно и находится в стадии активного роста, также необходимо полностью оснастить его современным оборудованием. Так что предложения по лизингу оборудования актуальны всегда. Далеко не все лизинговые компании готовы реально заключать сделки по поставке высокотехнологичного дорогостоящего оборудования.

Дело в том, что в случае возникновения необходимости реализации предмета лизинга, решить эту задачу, скорее всего, будет крайне сложно, вследствие того, что оборудование — вещь как правило низколиквидная. Поэтому, хотя на сайте каждой лизинговой компании заявлено, что возможно финансирование сделок по лизингу оборудования, по факту реальные сделки проводят лишь единицы. Так что, если речь идет, к примеру, о токарно-винторезном станке стоимостью двести-триста тысяч рублей — финансирование можно привлечь без проблем, а если планируется приобрести за рубежом установку по плазменной резке металла с массой дополнительных опций и со сроком поставки 3-4 месяца с аккредитивным контрактом — круг поиска значительно сужается.

В нашей компании сложностей, связанных с оформлением лизинговых сделок с оборудованием, никогда не боялись. За долгие годы накоплен колоссальный опыт, который убеждает в том, что за приобретением дорогостоящего высокотехнологичного оборудования обращаются компании, которые четко просчитывают экономическую выгоду и финансовые риски. Компании, задумывающиеся о необходимости модернизации или расширения производственных мощностей, как правило, легко могут подкрепить свою заявку не только хорошими балансами, но и детально прописанным бизнес-планом, ясным видением перспектив развития бизнеса.

 Но все же, наверное, есть и базовые требования: обороты по счету, кредитная история?

— На самом деле мы практикуем индивидуальный подход — и это, поверьте, не пустые слова. Конечно, если речь идет о сложном дорогостоящем оборудовании — это должно быть предприятие, работающее не первый день или же входящее в группу компаний, холдинг, который планирует, например, развивать новое направление бизнеса. Тогда это рабочий вариант. А то ведь бывает и так: приходят начинающие предприниматели, презентуют невероятный «прожект» и говорят: «Дайте миллиард!». Размер запрашиваемой суммы должен быть хотя бы приблизительно сопоставим с масштабами действующего бизнеса.

И все же четких критериев нет — даже убытки в отчетности не станут препятствием для финансирования, если в управленческой отчетности все прозрачно и понятна причина их возникновения. Мы не спешим говорить «нет», стремимся учесть несколько факторов в совокупности. Конечно, если в балансе — сплошные убытки, у предприятия плохая кредитная история, имеется негативная информация по руководителям или собственникам, отказ совершенно обоснован. Все остальные случаи — вовсе не безнадежны.

 Как быстро происходит рассмотрение заявки?

— Как правило, после предоставления полного пакета документов это занимает не более трех дней, а предварительное решение по первичным документам выносится в течение дня. Затем начинается процесс согласования договора лизинга, договора поставки оборудования, и многое зависит от особенностей контракта — но в среднем это от недели до двух. Так при импортных поставках контракт чаще всего составляется на двух языках, подлежит согасованию и юристом завода-поставщика, и юридической службой, как лизинговой компании, так и клиента, чтобы в спорных ситуациях не возникло двоякого толкования, например, из-за неточного перевода юридических и технических терминов — все эти заботы мы берем на себя.

 Каковы условия лизинга оборудования?

— Авансовый платеж — от 10% стоимости приобретаемого оборудования. Сегодня очень небольшое число лизинговых компаний готовы предоставить финансирование на таких условиях — как правило, требуется аванс не менее 20-ти процентов. Срок лизинговой сделки - до 5 лет. Стоит отметить, что компания «Уралпромлизинг» финансирует приобретение как нового, так и бывшего в употреблении оборудования. Также возможно предоставление стоп-периода (отсрочки уплаты первого лизингового платежа) на период поставки и монтажа оборудования, на срок до 6-ти месяцев, что в таких сделках часто является очень востребованным. Кроме того, и сам график платежей может быть составлен с учетом сезонности и других специфических особенностей конкретного бизнеса.

 Существуют ли какие-то льготы или программы для предприятий использующих лизинг оборудования, может быть, есть какие-то отраслевые приоритеты?

— Уже не первый год в регионах УРФО действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которой предприятия приоритетных направлений деятельности — а это и любые проекты, связанные с модернизацией производства и повышением его энергоэффективности, развитием сельского хозяйства, образования, медицины — вправе обратиться за субсидией на компенсацию части авансового платежа и лизингового процента. Хочу отметить, что наши клиенты пользуются этой возможностью, мы не редко готовим пакеты документов для получения таких субсидий.

 В регионе традиционно развит металлургический сектор, машиностроение. Какую долю оборудование для этих отраслей занимает в портфеле сделок?

— Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование, безусловно, лидирует, занимая около 20%. Но также высока и доля оборудования для строительства — порядка 12% — это опалубка, растворнасосы, установки для производства цемента, бетона и т.п.. В последние годы все больший спрос проявляется и на энергосберегающие системы, установка такого оборудования позволяет экономить например до 30% потребляемой электроэнергии, в условиях постоянного роста тарифов это становится для многих предприятий все более актуальной темой. Кроме того, традиционно востребованы и деревообрабатывающие станки, полиграфическое оборудование, оборудование для сельского хозяйства, пищевой промышленности, и многое другое.

 В чем особенность сделок с импортным оборудованием?

— Поставка оборудования из-за рубежа — это всегда дополнительные риски. Иное законодательство, менталитет, языковой барьер, в конце концов. Как правило, сумма сделки достаточно велика и при заключении контракта с иностранными поставщиками мы настаиваем на использовании схем расчетов, предполагающих ответственность обеих сторон. Хорошим обеспечением исполнения обязательств, при заключении сделок по поставке в оговоренный в контракте срок, станет банковская гарантия возврата авансового платежа или аккредитив. Конечно, иногда приходится слышать от наших клиентов сетования на то, что это в некоторой степени приводит к удорожанию сделки, но зато дает гарантию, что все условия контракта будут выполнены, а в случае невыполнения обязательств поставщиком, уплаченные денежные средства будут возвращены банком.

К тому же, я считаю, что в тех случаях, когда стоимость оборудования составляет 600-700 тысяч евро, а то и миллион, разумно уплатить 2-2,5 тысячи евро за открытие аккредитива и спать спокойно. Особенно это актуально, если предприятие намеревается приобрести оборудование например в Китае. Полагаясь на опыт прошлых сделок, мы рекомендуем клиенту выехать и лично провести приемку и тестирование оборудования, после чего оно разбирается, упаковывается, опечатывается и отправляется через границу. Это позволяет произвести приемку по качеству еще до отгрузки и окончательного расчета, а не писать претензии получив некачественную продукцию в России.

С европейскими поставщиками работать, конечно, проще — как правило, у завода, на котором производится оборудование, есть давняя история, хорошая деловая репутация. Тесное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой позволяет нам при заключении контракта с новым поставщиком запрашивать выписки из Торговых реестров, аналогичные российскому ЕГРЮЛ, и получать всю актуальную информацию — насколько успешно обстоят дела на предприятии, не находится ли оно в стадии банкротства, не числится ли в должниках по уплате налоговых платежей.

К слову, стоимость транспортных расходов и страхование груза, таможенных платежей, сборов и налогов, уплачиваемых при импорте оборудования, стоимость услуг таможенного представителя и прочие расходы по сделке в также включаются в общую сумму сделки и график лизинговых платежей.

Компанией «Уралпромлизинг» уже заключены и успешно исполнены контракты на поставку оборудования из Италии, Германии, Швейцарии, Словакии, Турции, Украины и Китая. И несмотря на имеющийся опыт работы, каждая новая сделка — случай особый, тем они и интересны: приходится вникать в специфику бизнеса, учитывать множество ньюансов, так что их просто невозможно штамповать «на автомате».

Заявку на лизинг можно подать по адресу: Челябинск, ул. Свободы, 145а, оф. 1-3. Предварительные консультации можно получить по телефону (351) 247-12-85. Всю информацию можно найти на сайте компании.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах