aif.ru counter
708

Южноуральские машиностроители обсудили проблемы своей отрасли

Фото А.Фирсова / АиФ

В пресс-конференции приняли участие:

1. Пыханов Константин Валерьевич, начальник управления секторов экономики Министерства экономического развития Челябинской области;

2. Рябов Вадим Владимирович, член ЧРО «Союз машиностроителей России»;

3. Горюнов Егор Иванович, директор ООО ТД «УРАЛКРАН»;

4. Романов Владимир Николаевич, директор по развитию ООО «Завод Прайд»;

5. Твердохлеб Станислав Николаевич, директор АНО «Центра развития промышленных инноваций», руководитель  регионального центра промышленной кооперации;

6. Андрющенко Владимир Павлович, директор ООО «ТРАКТОР»;

7. Бугаев Глеб Владимирович, начальник отдела продаж «Уральского завода спецтехники»;

8. Решетников Владимир Юрьевич, директор по общим вопросам АО НПО «Электромашина»;

9. Перезолов Владимир Геральдович, председатель совета директоров «Завод точного литья»;

10. Прокин Олег Юрьевич, исполнительный директор ПАО ЧКПЗ.

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Итак, мы собрались в преддверии грядущего Дня машиностроителя. В прошлом году на подобном мероприятии было в 2,5 раза меньше спикеров. В прошлом году накануне праздника южноуральские машиностроители признали: их отрасль давно перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке. Работать приходится на ветхом оборудовании, кадров не хватает. Последние экономически нестабильные годы подкосили даже те предприятия, которые держались на плаву. Как изменилась ситуация год спустя?

Пыханов К.В.: С 1 января 2015 года функции по курированию промышленности перешли к Министерству экономического развития. Сегодня в области работают около сотни машиностроительных предприятий. Это и крупный, и средний бизнес. Ситуацию в этом бизнесе мы оцениваем как достаточно сложную, но в целом, стабильную. По некоторым направлениям есть небольшой рост, мы связываем это с инерционностью в незаконченных инвест-проектах. Отмечу нехватку кадров и оборотных средств, связанных с дорогими кредитными ресурсами. 1 июля вступил в силу Федеральный закон о промышленной политике, в соответствии с которым мы создаем нормативную базу, так называемые «правила и условия игры» для предприятий. Мы хотим понимать, в каком направлении будем работать. Мы понимаем, что поддержка промышленным предприятиям сегодня жизненно необходима. Машиностроение наряду с металлургией является локомотивом Челябинской области.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Есть ли в области реальные рычаги поддержки промышленности?

Пыханов К.В.: Рычаги есть, одни из них уже работают, другие только формируются. Мы базируемся на тех формах поддержки, которые действуют на федеральном уровне. Программа развития промышленности и повышение конкурентоспособности на федеральном уровне состоит из двадцати двух подпрограмм, в их рамках федеральные меры поддержки предусмотрены для ключевых отраслей промышленности. Помимо того, сегодня мы работаем над созданием Фонда развития промышленности, благодаря которому предприятия в будущем смогут получать льготные заемные средства и субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам. По нашим прогнозам, фонд начнёт свою работу в 2016 году. Буквально на днях в Правительстве Челябинской области была принята программа по импортозамещению. В ее рамках с 2016 года планируется субсидирование процентных ставок предприятиям, которые будут заниматься модернизацией и созданием импортозамещающей промышленности. Порядок предоставления субсидий сейчас разрабатывается. Рабочий документ будет открыт для публичного обсуждения в ближайшее время.

В каких крупных федеральных проектах могут участвовать наши машиностроители?

Пыханов К.В.: Минэкономразвития Челябинской области играет роль «единого окна» для предприятий. То есть, предприятия, заинтересованные в федеральной поддержке, могут обратиться в министерство за консультацией. Им подскажут, какие документы нужно собрать, как это сделать, и в какие инстанции ещё нужно обратиться. Впоследствии мы отслеживаем, как продвигается заявка того или иного южноуральского предприятия на федеральную поддержку по различным инстанциям исполнительной власти. Сегодня реализуется множество масштабных проектов на федеральном уровне, тендеры объявлены, и наши машиностроители могли бы за них побороться. Я имею в виду такие проекты, как, например, строительство космодрома «Восточный» или строительство судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае и др.

Удалось ли кому-то уже получить поддержку на федеральном уровне?

Пыханов К.В.: Да, Копейский машиностроительный завод, ЧКПЗ.

Как оценивают состояние машиностроительной отрасли другие участники пресс-конференции? Бытует мнение, что на Южном Урале она близка к своей гибели…

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Рябов В.В.: Не думаю, что все так страшно. Несмотря на определенные трудности, нужно продолжать работать и двигаться вперед. С нашей стороны, мы продолжаем решать общественные вопросы, которые возникают у машиностроительных предприятий. В июле этого года, под эгидой «Союзмаша», мы собрали в Миассе более тысячи молодых инженеров ради того, чтобы они могли обменяться опытом, знаниями и получить дополнительную информацию о современной технике, технологиях и проектировании. В этом мероприятии активное участие принимали ЧелГУ и ЮУрГУ, а также другие высшие и общеобразовательные учебные заведения России. Отмечу, что огромную поддержку в проведении форума нам оказали не только институты, но и ряд промышленных предприятий, создающих свои конструкторские бюро.

Как чувствует себя в нынешних экономических условиях челябинский кузнечно-прессовый завод?

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Прокин О.Ю.: ЧКПЗ работает в нескольких отраслях, и, к сожалению, сегодня идет резкое падение объемов производства в большинстве из них. Растут объёмы поставок только на предприятия оборонопромышленного комплекса. А вот объёмы производства грузовых магистральных вагонов уменьшились до 47% по сравнению с прошлым годом, объёмы производства грузовых автомобилей - до 77%. Исключение составляет Уральский автомобильный завод, у которого сегодня нет падения в производстве и которое является одним из наших ключевых клиентов. У завода «КАМАЗ» падение в 2-3 раза относительно прошлого года. Чтобы сохранить объёмы собственного производства, мы занялись освоением новых уникальных технологий производства и новых рынков сбыта (таких как аэрокосмическая отрасль и атомная энергетика), обучением сотрудников, автоматизацией труда. Благодаря перечисленным мерам, несмотря на сокращение объёмов производства, мы пока не теряем в денежном выражении. Хотя ситуация с неплатежами достаточно серьёзная. Денег в стране стало значительно меньше. «Уралвагонзавод» уже на протяжении полутора лет должен нам 18 млн рублей, «Курганмашзавод» - 70 млн. Со многими из бывших заказчиков сегодня ведутся суды по взысканию денежных средств. Следующая большая проблема - рост ключевой ставки. Так как последние несколько лет наш завод занимался модернизацией производства, было взято много кредитов. Рост ключевых ставок сказался на кредитовании. На одном только росте ставок ЧКПЗ потерял более 100 млн рублей! Несмотря на то, что ключевая ставка сегодня постепенно снижается, коммерческие банки неохотно снижают свои ставки.

Перезолов В.Г.: Для нас проблема неплатежей также актуальна. Машиностроительная отрасль переживает нелёгкие времена: прыгает курс рубля, кредитные ресурсы весьма дороги, денег нет. В таких условиях идёт речь не о развитии, а лишь о выживании! Остро стоит и кадровый вопрос: высококвалифицированных специалистов найти сложно.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Кто ещё из присутствующих может отметить дефицит кадров в машиностроительной отрасли?

Андрющенко В.П.: У нас особый недостаток в инженерных кадрах. К сожалению, сегодня система распределения инженеров разрушена, студентов больше не отправляют на производственную практику. Несмотря на мои просьбы к бывшему ректору Агроинженерной академии, единственное, чего удалось добиться, - это того, что на моем предприятии была проведена двухчасовая познавательная экскурсия для студентов. Этого недостаточно для ознакомления ни с работой предприятия, ни с работой отрасли! Между прочим, зарплата на моем предприятии равна средней зарплате в данной отрасли и она выше средней зарплаты по Еманжелинскому району (завод «Трактор» находится там – Прим.ред.). По оценке губернатора, нашему предприятию было присвоено второе место, как лучшему работодателю Челябинской области. Поэтому условия у нас более чем приемлемые.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

И жильём вы тоже обеспечиваете сотрудников?

Андрющенко В.П.: Жильём - нет. Я считаю, что машиностроительное предприятие должно решать два вопроса - выпускать качественную продукцию и обеспечивать своих сотрудников высокой зарплатой. А детскими садами, школами и жильём у нас занимается государство. Если каждый свою работу будет делать хорошо, мы будем жить лучше!

Бытует мнение, что сложная экономическая ситуация – самая пора для развития и повышения конкурентоспособности предприятия. Получается ли развиваться?

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Романов В.Н.: Наше предприятие производит установки бурения, асфальтобетонные заводы, бетонные заводы и спецтехнику. Чтобы не было сложных моментов в вопросах импортозамещения и развития, нужно осваивать новые грани. В этом году по программе импортозамещения нам удалось локализовать производство асфальтобетонных заводов и произвести поставку оборудования. Сейчас в Волгограде у нас монтируется асфальтобетонный завод. Очень порадовал Крым: наше предприятие получило от него обратную связь, поставлено оборудование, подписаны контракты. В кадровом вопросе мы придерживаемся мнения, что таланты рядом, нужно их только разглядеть. Кадровый вопрос решаем, благодаря сотрудничеству с ЮУрГУ. Могу точно сказать: перспективы для развития есть!

Горюнов Е.И.: Согласен. За этот год мы не снизили объёмов реализации, сохранив их на уровне предыдущих периодов. Это позволило нам избежать сокращений в группе наших компаний в Коркино, Свердловской области и Подмосковье. Подстраиваясь под новую экономическую ситуацию, мы начали развивать новые сервисные продукты, программу модернизации, программу кооперационного кластерного сотрудничества внутри нашей области и смежных областей. Благодаря поддержке Минэкономразвития, удалось попасть в ряд федеральных проектов. Мы производим сложное грузоподъемное оборудование. После развала СССР была утеряна компетенция в этой отрасли. А сегодня есть проблемы и с импортными поставами. В России сегодня физически никто не может произвести оборудование необходимого качества и параметров. И так, шаг за шагом, мы заходим в эти программы, пытаемся вернуть производство и компетенцию этой области в РФ. В 2016 год смотрим с оптимизмом. Шансы выжить есть, всё зависит от предприятия и от того, насколько оно будет настойчивым. Кризис, как точка развития, делает нас сильнее, мобильнее и оптимизирует наши ресурсы.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Какие проблемы, цели и задачи стоят сегодня перед «Уральским заводом спецтехники»?

Бугаев Г.В.: Перед нами стоят те же проблемы, что и перед нашими коллегами. Прежде всего, это модернизация предприятия и закупка нового оборудования для увеличения ассортимента производимой спецтехники. Объём продаж по многим секторам падает, но хочется удержать всю команду и избежать сокращения штата. До недавнего времени мы не задумывались об обращении в министерство по поводу субсидий, сегодня такие мысли есть.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Владимир Юрьевич, приглашаем к беседе вас. Как чувствует себя в крисных условиях предприятие, которое представляете вы?

Решетников В.Ю.: НПО «Электромашина» относится к предприятиям оборонопромышленного комплекса. Учитывая, что обороноспособность страны - ключевая точка нашего правительства, предприятие не потеряло в период кризиса объёмов производства и продаж. Все те объекты, которые мы видели на парадах Победы, произведены с нашим участием. Нам удалось войти в Федеральную целевую программу правительства РФ по развитию оборонопромышленного комплекса до 2020 года и мы получаем необходимые средства. В прошлом году приобретено, смонтировано, запущено 25-26 единиц современного оборудования, на которых сегодня работают молодые специалисты. Не всё так просто, конечно, но относительно благополучно. Да, не хватает высококвалифицированных кадров – наладчиков и операторов станков. Но дефицит кадров считаем проблемой вполне решаемой. Сегодня в ЮУрГУ у нас обучаются 33 человека на конструкторском и энергетическом факультете. Это целевые места, то есть заключен договор, кадры готовятся именно под нас. Мы выплачиваем этим студентам стипендии и проводим практику на нашем предприятии. В этом году нам удалось получить лицензию на образовательную деятельность для подготовки специалистов, , а также повышения их квалификации. Надеемся в этом оказать содействие компаниям-партнерам. Для закрепления ключевых сотрудников у нас существует программа компенсации затрат на ипотеку. Сегодня по этой программе, рассчитанной на пять лет, у нас на предприятии проходят 64 человека. Мы компенсируем своим сотрудникам, купившим жилье по ипотечному кредитованию, 5% от стоимости жилья.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Какую лепту в развитие машиностроительной области нашего региона собирается внести «Центр развития промышленных инноваций»?

Твердохлеб С.Н.: Из-за западных санкций и роста курса доллара, сегодня многие предприятия и рады бы работать с российскими поставщиками, да не знают, с какимию Есть недостаток информации. Ради этого мы проводим биржи коопераций (недавно состоялась уже четырнадцатая по счёту). К нам так же могут обращаться за консультацией те предприятия, которые не знают, на какие виды поддержки и от кого именно они могут рассчитывать. Проявляйте активность! Даже если дверь закрыта, нужно действовать. Ситуация доказывает: мы вовремя подошли со своей инициативой создания постоянно действующей коммуникационной площадки - выставки промышленных инноваций, на которой наука встретится с производством, инноваторы - с инвесторами, инвесторы - с проектами, строители - с заказчиками, финансисты - с проектами. Сейчас наша задача как можно быстрее активизировать этот проект. Сегодня ничего не мешает ему стартовать, ждём только завершения реконструкции здания для нашей площадки. Хотел бы пригласить Союз Машиностроителей к активному взаимодействию с нашей будущей площадкой!

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество