Примерное время чтения: 15 минут
1059

Почему в Челябинской области закрываются предприятия?

Александр Фирсов / АиФ

В «АиФ-Челябинск» прошла пресс-конференция, посвящённая малому и среднему предпринимательству в Челябинской области.

Участие в разговоре приняли:
- Степанова Татьяна Андреевна, директор АНО «Агентство инвестиционного развития города Челябинска»
- Морозова Татьяна Юрьевна,  управляющий по работе с малым и средним бизнесом филиала «Южно-Уральский» УБРиР
- Константинов Денис Александрович, вице-председатель совета ЧРО «ОПОРА России» и руководитель Комитета по промышленной политике
- Дрогина Екатерина Сергеевна, куратор проекта «ГенШтаб» компании «Авуар»
- Юсупов Артур Марсельевич, генеральный директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области (заочное участие).

Публикуем сокращённую версию стенограммы мероприятия.

Что собой представляет нынешняя ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства?

Константинов Д.А.: Поскольку я представляю Комитет ЧРО «Опора России» по промышленной политике, то говорить буду преимущественно о ситуации, которая коснулась промышленных предприятий. Перспектив для развития и подъёма у производственного бизнеса много. Другое дело, что сегодня подавляющее большинство проектов не реализуются из-за падения рынка. Покупательская способность населения упала, платёжеспособность заказчиков также оставляет желать лучшего, многие заказы попросту остаются без оплаты. Бизнес давно нуждается во внимании к своим проблемам. Да, сегодня модно говорить о поддержке малого и среднего бизнеса. Но в реальности всё обстоит несколько иначе. Если бизнес попадает в скоринговую модель, то поддержка ему оказывается, а если нет, то о поддержке речь не идёт. (Скоринг – это система оперативной оценки клиента, которой преимущественно пользуются розничные банки и микрофинансовые компании. Название происходит от английского слова “score”- что означает зарабатывание/подсчёт очков, например, в игре. – Прим.ред.) Скоринговых программ для решения проблем предпринимательства недостаточно. За 2017 год порядка 40 предприятий в регионе получили имущественную поддержку в виде кредитных гарантий. В прошлом году это было около сотни предприятий, им выделили почти 95 млн рублей. Но на самом деле эта имущественная поддержка таковой не является: чтобы получить деньги в инновационной сфере, предприниматель должен создать дополнительные рабочие места. Не создав эти места, поддержки он не получит. А создание новых рабочих мест и выплата зарплаты новым сотрудникам сводит на нет всю имущественную помощь. Приведу цифры. С 31 июля 2016 до 31 июля 2017 года в Челябинской области прекратили свою деятельность 16 тыс. индивидуальных предпринимателей и 24 тыс. юридических лиц. Итого 40 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. На сегодняшний день часть из них снова уже зарегистрировалась, но всё равно мы имеем отрицательную динамику за этот год. 

Почему же закрываются предприятия?

Константинов Д.А.: Когда человек споткнулся, лучше его поддержать, чем поднимать после падения. С предприятиями практически то же самое. Анализируешь любой развалившийся бизнес и оказывается, что изначально его проблемы не стоили выеденного яйца. Большую роль играет усиление государственного надзора за предпринимательской деятельностью. Сегодня каждая проверка – испытание для предприятия. Есть статистика, говорящая о том, что 40% предприятий не переживают проверки. Другая статистика заявляет, что это все 80%. Однозначно после проверок и сталкивания с административной системой руководители предприятий нуждаются в реабилитации. Это же колоссальный ущерб здоровью! Один мой знакомый после недавней проверки сейчас лечится в санатории. Проблемы бизнеса сегодня никак не регулируются действующим законодательством. Доходит до того, что разные предприятия не могут ужиться на одной территории и создают друг другу проблемы. Проблему одному бизнесу часто может создавать другой бизнес. В последнее время такие случаи участились. 

Морозова Т.Ю.: Простой пример: работал микробизнес в формате продуктового магазина на первом этаже многоэтажного дома. Заходит в район крупная сетка, открывает свой магазин, а тот, другой маленький, вынужден закрыться, потому что теряет своего потенциального покупателя. 

Дрогина Е.С.: Мы знаем, что очень много вопросов у предпринимателей возникает с доначислением налогов. Обычно доначисления возникают из-за того, что в некоторых моментах были использованы фирмы-однодневки. В рамках своего проекта «Гениальный штаб» (сокращённо «ГенШтаб» - Прим. ред.) мы учим предпринимателей работать «в белую». Есть реальный закон и способы снижения налоговой нагрузки на предприятия, и их можно использовать. Ведите легальный бизнес и мы поможем вам сформировать эту отчётность, с которой вы потом придёте в городскую администрацию и попросите субсидию на компенсацию своих затрат. Кроме того, ведение легального бизнеса – это повышение вероятности выдачи кредитов и займов: когда в банк приходит компания, которая обслуживается на аутсорсинге, это говорит о том, что бухгалтерия на предприятии прозрачная. Мы считаем, что руководитель предприятия должен думать о развитии бизнеса, а не о рутинных процессах внутри компании. Если говорить о цифрах, то индивидуальный предприниматель (с оборотом предприятия до 500 тыс. рублей в месяц) платит около 7 тыс. руб. в месяц. Зарплата бухгалтера выше.

Морозова Т.Ю.: Добавлю, что очень часто приходится сталкиваться с тем, что бухгалтером на маленьком предприятии работает соседка руководителя по лестничной площадке. Уровень такого бухгалтера в разы ниже, чем у специалиста. 

Дрогина Е.С.: Большая ошибка предпринимателей – думать, что компания-аутсорсинг куда-то сольёт информацию о предприятии или будет заниматься им по остаточному принципу. У нас все процессы автоматизированы и разделены на участки. Например, есть участок, который занимается только начислением зарплаты и налогами с фонда оплаты труда. Есть участок, который занимается только начислением налогов и ведением предприятия. Ни один бухгалтер не имеет полной картинки по отдельно взятому предприятию. 

Константинов Д.А.: Законодательство сегодня очень сложное, оно требует большой грамотности от предпринимателя. А проект «Генштаб» снимает с предпринимателей не только проблемы, связанные с налоговым законодательством, но и решает вопросы кадрового обеспечения. Когда в компании кто-то занимается только налоговым учётом, кто-то только кадрами, это накладно для бизнеса. Не стоит кидаться и нанимать того, кто подешевле, нужно просто найти серьёзную организацию и обслуживаться у неё. Зачастую это может спасти бизнес. Существенный процент предприятий закрывается именно из-за недобросовестности бухгалтеров или раздувания штата. Мы сталкиваемся и с такими прецедентами, когда на предприятии всё благополучно, но документально недооформлено. 

Что нужно изменить в областном или федеральном законодательстве, чтобы справедливости было больше? 

Константинов Д.А.: Есть такое понятие как «оценка регулирующего воздействия» принимаемых нормативных актов, а также в отношении действующих нормативных актов. Предприниматели часто реагируют на принятые законопроекты очень остро и свою позицию объясняют. Но их реакция не учитывается. Нет должного внимания к процедуре оценки регулирующего воздействия, отсутствует профессионально-экспертная работа. Экспертное мнение на сегодняшний день не имеет никакого значения при принятии нормативных актов. Поэтому и не работает законодательство в полном смысле этого слова. Согласно 209-ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития МСП является увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Между тем, в «Стратегии развития малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» полностью отсутствует идея спасения жизнеспособных предприятий, оказавшихся в сложной ситуации. А без этого увеличить долю МСП в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20% до 40%) нереально. 
По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трёх лет, остальные закрываются раньше. К сожалению, причины закрытия предприятий не анализируются, а они зачастую легко устранимы. Требуется всего лишь своевременная поддержка и минимальные усилия. 
Нам нужна программа оздоровления экономики и механизмы реализации реструктуризации задолженности. Как в 1998 году. Тогда из-за кризиса прекратили деятельность около 30% малых предприятий. Особенно сильно пострадали предприятия розничной торговли и оказания бытовых услуг населению, что неудивительно на фоне резко и значительно снизившихся доходов граждан. Чтобы реструктуризировать долги, МСП предоставляли отсрочки и рассрочки на суммы основного долга и начисленных процентов, полностью списывали все пени и штрафы, а также списывали основные долги и начисленные проценты. Поэтому меры правительства, принятые тогда, привели к бурному росту предпринимательства. Сегодня мы имеем гораздо больше инструментов и институтов, которые можно использовать, чтобы помочь МСП.

Степанова Т.А.: Мы сопровождаем инвестиционные проекты, которые реализуются на территории Челябинска. Казалось бы, столько создано институтов для поддержки МСП в последнее время, что система должна работать самостоятельно. Но нет. Поэтому нам приходится работать, как консультационный центр. К нам обращаются совершенно по разным вопросам. Чаще всего звучит следующее: «Помогите разобраться в нюансах! Куда идти? По какому маршруту двигаться?» Спрашивают о нюансах кредитования, о получении субсидий. Челябинск выделяет деньги на развитие МСП. В этом году было выделено порядка 7 млн. рублей. На следующий год сумму обещали сохранить. К ней же добавляется софинансирование со стороны областного бюджета. Это и субсидии на лизинг, на проценты по кредитам, на обучение персонала, на участие в выставках, продвижение сайтов и т.п. Всем рекомендуем пользоваться порталом «Бизнес-навигатор», который создан Корпорацией развития МСП. На этом ресурсе можно получить самую актуальную информацию по всем вопросам. 

Как в Челябинской области идёт внедрение целевой модели по направлению «Поддержка МСП»?

Юсупов А.М.: На сегодняшний день Правительству Челябинской области удалось достичь результатов во внедрении целевой модели. В 2016 году по инициативе Губернатора Челябинской области Бориса Дубровского создан Фонд развития малого и среднего предпринимательства, которому было поручено создать «единое окно» для предпринимателей. Мы первыми в России смогли реализовать проект «единого окна» для бизнеса и запустить МФЦ «Территория Бизнеса» для предпринимателей, в котором объединены все институты поддержки бизнеса, существующие в регионе. В «Территорию Бизнеса» предприниматель может обратиться, чтобы получить услуги любой из перечисленных организаций. Это могут быть старт-апы и желающие открыть свое дело, так и производственные предприятия, инвесторы. Чтобы получить необходимый вид поддержки, не нужно ломать голову и думать, в какой институт обратиться. В МФЦ «Территория Бизнеса» можно прийти без сформулированного запроса – только с задачей, которая требует проработки. В таком случае предпринимателям предлагают на выбор кейсы – комплексную поддержку из нескольких услуг. Сейчас кейсов шесть: «Открывай», «Развивай», «Сопровождай», «Инвестируй», «Производи» и «Экспортируй». Каждый содержит алгоритм действий для конкретной ситуации. 
Здесь, в одном месте, без очередей и в комфортных условиях предприниматели могут получить необходимые государственные и муниципальные услуги, проконсультироваться у специалистов институтов поддержки бизнеса и воспользоваться их услугами, пройти бесплатное обучение в образовательных программах Корпорации МСП.
К примеру, «Азбука предпринимателя» - образовательная программа для тех, кто хочет открыть свой бизнес. Она включает в себя базовые знания, которые необходимы начинающему предпринимателю, а также практические занятия по разработке бизнес-идеи и ее воплощению в жизнь. Есть и образовательная программа для действующих предпринимателей, желающих развить, расширить или перепрофилировать свой бизнес – «Школа предпринимательства». Результатом прохождения обучения по программе «Школа предпринимательства» является полный анализ действующего предприятия и планирование последующих действий по развитию системы управления бизнесом.
Кроме того, каждую неделю, по средам, «Территория Бизнеса» организует проект «Бизнес-среда». «Бизнес-среда» - это встречи с успешными предпринимателями, общественными деятелями, представителями государственных организаций. Участие во всех мероприятиях «Территории Бизнеса» бесплатное. Их цель – повысить грамотность предпринимателей и сделать их бизнес более современным и прибыльным!

Будут ли меняться правила предоставления госпомощи?

Юсупов А.М.: Чтобы стимулировать бизнес к развитию, принято решение отказаться от невозвратных мер поддержки в пользу возвратных. Ежегодная раздача субсидий и грантов зачастую снижала ответственность предпринимателя за собственное дело. Но это еще не всё. Есть вероятность, что средств из областного и федерального бюджетов окажется недостаточно, чтобы помочь всем желающим. В нашей структуре появилась микрофинансовая организация, которая начнёт работать осенью. Льготные кредиты до 1 млн руб. сроком до 1 года будут доступны под 10% годовых. Именно на этот инструмент мы возлагаем большие надежды, и на него будет направлена основная часть средств. Формат микрофинансовой организации предполагает, что предприниматель, воспользовавшись деньгами, вернет их. И они станут доступны следующему и так далее.

Сложнее ли стало вообще получить кредит малому и среднему предпринимательству?  

Морозова Т.Ю.: На сегодняшний день в нашем банке представлена максимально полная линейка продуктов для МСП. Мы готовы финансировать оборотное финансирование, предоставляем инвестиционные кредиты и банковские гарантии. По сравнению с прошлым и позапрошлым годами заёмщики стали активнее, их стало больше. Так, в 2016 году иы выдали в 2,5-4 раза больше инвестиционных кредитов и банковских гарантий. Это говорит о том, что и клиент стал качественнее. Последние два года наши предприятия находились в сложной ситуации и их основной задачей было удержать на плаву, о развитии речь вообще не шла. Теперь ситуация меняется. Индекс промышленного производства вырос на 4,5% по сравнению в прошлым годом. Это прослеживается во всех отраслях – и в строительстве, и в обрабатывающей промышленности и т.д. Мы видим, что МСП выходит из застоя и начинает развиваться. А наши программы готовы их поддержать и обеспечить кредитными ресурсами. Даже если мы видим, что на первом этапе предприятие не удовлетворяет нашим стандартам и предложить ему финансирование прямо сейчас мы не можем, то мы с этим клиентом связь не теряем. Мы наблюдаем, как у него меняется ситуация через три месяца, полгода и т.д. В конце концов, если ситуация улучшается, а надобность в кредите остаётся, мы его выдаём. 

А каков процент отказа?

Морозова Т.Ю.: В прошлом году он составлял 23%, в этом – не выше 17%. На сегодняшний день это один из самых низких процентов отказа. 

Льготные лизинговые программы работают? 

Морозова Т.Ю.: Ранее в УБРиР действовала программа по предоставлению в лизинг оборудования. В конце 2014 года рынок кредитования значительно сузился: высокие ставки, ужесточение требований к заемщикам, с одной стороны, и общий спад в экономике — с другой, привели к резкому снижению спроса со стороны бизнеса на кредитные продукты. В результате многие банки были вынуждены «заморозить» некоторые программы по финансированию бизнеса, в том числе экспресс-кредитованию и лизингу. Сейчас, в 2017 году, появились признаки оживления экономики, и мы наблюдаем рост спроса и на кредитование, поэтому в июне мы вернули лизинг в кредитную линейку.

Изменятся ли ставки в 2018 году? 

Морозова Т.Ю.: В начале сентября УБРиР уже скорректировал ставки по ряду продуктов, как по кредитам, так и по овердрафтам. Также по некоторым кредитам были смягчены условия – увеличены сроки и суммы кредитования. Если говорить о дальнейших перспективах, то нужно опираться на прогнозы Центробанка. По словам Эльвиры Набиуллиной, во втором полугодии есть простор для снижения ключевой ставки. Соответственно, можно ожидать, что до конца года ставки по кредитам могут ещё скорректироваться вниз.

Процент просрочки не растёт?

Морозова Т.Ю.: Наибольшая доля просроченных кредитов приходится на 2011-2012 годы. В кризисный период 2014-2015 гг. банки сконцентрировались на качестве портфеля, а не на его объеме. Поэтому сейчас в фокусе внимания банков – проверенные, лояльные заемщики. Благодаря проведенной работе, нам удалось повысить качество кредитного портфеля и, соответственно, снизить просроченную задолженность.

Константинов Д.А.: Согласно статистике, обнародованной на сайте Центробанка РФ, уровень просрочки у субъектов МСП один из самых низких. И он постоянно ещё снижается. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах