"Едешь за границу? А своему судебному приставу ты позвонил? Могут и не выпустить". Этим летом такую фразу можно было услышать довольно часто.
Стоит ли бояться, если на вас висит штраф в 300 рублей? Ушли ли безвозвратно в прошлое времена, когда приставов непременно сопровождал спецназ? И правда ли, что службу приставов создавал еще Иван Грозный?
Главный судебный пристав Челябинской области Александр Новокрещенов стоял у истоков службы, которую и возглавляет по сей день. Кому, как не ему, знать ответы на все вопросы?
Суды вытеснили бандитов
- Еще недавно для некоторых граждан решения суда казались просто бумажкой. Теперь же все спешат расплатиться, напуганные рассказами о задержанных в аэропортах туристах. Запретительные меры оказались более эффективными?
- Дело не только в этом. Поменялось отношение государства к нашей службе. Президент Медведев прямо сказал, что отношение к исполнению решений суда - это лицо власти. Нам обещана серьезная помощь в укреплении службы. А помощь остро необходима - по итогам полугодия на каждого пристава пришлось до 2 тысяч дел в месяц! А по нормам должно быть не более 22 в месяц и 132 - за 6 месяцев! Очень надеемся на то, что нагрузка снизится с введением должности помощников судебных приставов.
Кстати, я не сторонник жестких мер во всём. Вот пример. Мы очень тесно сотрудничаем с банками. На нашем сайте размещены списки должников - юридических лиц. Но когда банкиры предложили мне опубликовать список и физических лиц, я был категорически против.
- Жалко этих людей?
- По моему личному мнению, это прямое нарушение прав человека! Мне говорят, а вот в такой-то области списки даже на вокзалах вывешивают. Не знаю, мне кажется, это чересчур. Кто в большинстве своем оказывается в должниках у банков? Не преступники ведь, а обычные люди, добропорядочные граждане. Обстоятельства разные бывают, те же поручители иной раз расплачиваются за нечестных заемщиков, а мы всех скопом стыдить будем? Отморозков, которые миллионы намеренно задолжали, ведь немного.
Но мера с ограничением выезда за границу оправдана. Если ты можешь позволить себе поехать отдыхать в Турцию или Египет, а алименты родному ребенку не платишь, то извините... Был случай, когда развернули одного местного олигарха. Вот его я не понимаю: за границу, как на работу, ездит (у него там бизнес), а с женой судится из-за алиментов!
- Наверное, это наследие прежних лет, когда к закону отношение было, мягко говоря, пренебрежительное?
- Не то слово. Тогда вообще сложно было - первоначально под моим началом было всего 12 человек, одни девчонки, ни одной машины, документы на подоконнике подписывал! Люди предпочитали решать свои хозяйственные споры не в судах, а при помощи бандитов. Постепенно ситуация изменилась.
- И не вернется обратно?
- Хотелось бы верить, но... Вы же знаете, как у нас бывает. Поменяется власть, и снова передел. А значит, и новые споры, конфликты, суды. А в центре мы, судебные приставы! Всегда надо было по ниточке пройти.
Лучше по-французски?
- Само слово "приставы" звучит по-дореволюционному. А в советское время приставы были?
- Конечно, вот только назывались они судебными исполнителями. А вообще-то начало службе положил еще Иван Грозный. Но в нынешнем виде наша служба создавалась скорее по европейскому образцу.
Но, честно говоря, я бы избавил приставов от ряда функций. Возьмем штрафы ГАИ. Их огромное количество, и многие из этих штрафов копеечные, по сути. И чтобы их оформить, государству в итоге приходится тратить даже больше, чем сама сумма штрафа! Разве это не расточительство? Не говоря уже о сумасшедшей нагрузке на службу, о которой я уже говорил. Полагаю, можно тут что-то другое придумать.
- С другой стороны, большое количество штрафов вам тоже выгодно - вы ведь получаете, кажется, определенный процент с исполнительных листов?
- Этого уже давно нет. Да, раньше нам шло 7%, но сейчас мы всё отдаем в федеральный бюджет.
- Кто же может тогда заниматься штрафами? Оставить всё на совести граждан? Сомнительно...
- Есть и другой зарубежный опыт - во Франции существует служба частных судебных приставов. Вот они штрафами занимаются. Серьезная, между прочим, служба - даже свои вертолеты имеются.
На машине к Шукшину
- Обычно те, кто стоял у истоков какого-то дела, только им и живут. К вам это можно отнести?
- Хм, боюсь, что нельзя. Я вообще наелся этой политики, экономики! Если заметили, галстук не люблю носить, весь этот официоз. В жизни ни разу в казино, в ночном клубе не был. На свободу, в общем, хочется.
- А что в вашем понимании свобода? На какую деятельность поменяли бы кресло главного пристава области?
- Я бы в сельское хозяйство вернулся, занялся разведением рыбы. Я ведь сельский. Мой отец был директором совхоза, я в свое время держал фермерское хозяйство, тоже руководил на селе - был главой Сосновского района, причем в самые сложные годы, когда и денег не то что в селе, в Челябинске не было, а потом еще и дефолт случился. Как я крутился! Но платил и зарплаты, и пенсии. До сих пор, когда в район приезжаю, бабушки подходят, вспоминают, плачут - вот что мне дорого!
- Наверное, пока на село не отпускают, там весь отпуск и проводите?
- Не угадали. Я путешествовать люблю, причем на автомобиле. В последний раз проехал через добрую половину России. От Челябинска до Крыма, да еще всю Центральную Россию объехали с семьей. Раз в два года я такие путешествия себе устраиваю.
- А почему именно на машине?
- Нравится мне, так больше увидишь. А на самолетах я летать не люблю. На следующий год планирую поехать на Алтай, чтобы успеть на Шукшинские чтения.
- Любимый писатель?
- Да. Специально на Новодевичье кладбище заезжал, чтобы поклониться его могиле. Очень уважаю также Михаила Евдокимова. Я, кстати, с ним лично был знаком - довелось однажды пересечься в Москве с помощью знакомых. Должен сказать, что он такой же, каким представал с экранов телевизоров - в хорошем, конечно, плане: открытый, простой, дружелюбный. Зря он, наверное, во власть пошел - думал всё перевернуть, но систему сломать крайне сложно.