В Челябинске активно обсуждают идею строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Челябинск - Екатеринбург.
Побочный эффект
По проекту московского Центра экономики инфраструктуры 225 км между уральскими столицами можно преодолеть за 1 час 10 минут. Маршрут проляжет через Аргаяш, Кыштым, Касли (где будет пересадочный узел) и далее Снежинск, Сысерть и Арамиль. Пункт назначения - аэропорт Кольцово. Проектировщики считают, что пассажиропоток составит 3,1 млн человек в год и даже готовы назвать стоимость билета - 563 рубля. Магистраль призвана стать конкурентом автобусам (время в пути - четыре часа) и автомобилям (2,5 часа).
Разработчики считают, что, как только магистраль заработает, экономика двух областей оживится: будет прирост валового регионального продукта в Челябинской области на 347,5 млрд руб., а Свердловской - на 842 млрд. Также обещают толчок жилищного строительства и повышение фонда оплаты труда населения. Главная проблема - где взять деньги? Оценочная стоимость строительства ВСМ - 164 млрд руб., это больше бюджета Южного Урала на 2016 год. При этом выручка от продажи билетов составит 800 млн в год, а размер операционных затрат оценили в 10 млрд рублей.
«По словам проектировщиков, поезда смогут развивать скорость не более 250 км в час - даже с двумя остановками не удастся уложиться в полтора часа. А если так, то проект бессмысленный, - считает Яков ГУРЕВИЧ, челябинский эксперт в сфере транспорта и логистики. - Однако согласен с экс-губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем в том, что рабочую силу из умирающего Челябинска нужно возить в процветающий Екатеринбург. И такой проект уже заложен в стратегии развития РЖД. Между 2020 и 2030 годами планируется модернизация ветки через Каменск-Уральский стоимостью 23 млрд рублей. Время в пути составит три часа».
Более перспективной логист видит идею организации железнодорожного сообщения между Челябинском и Магнитогорском. На обычном поезде при скорости 150 км в час время пути составит примерно два часа, что выгоднее автомобильного транспорта. При этом ветку можно использовать для транспортировки груза.
Воздушные замки?
«Мировая практика показывает, что 1 км ВСМ обходится в 15 млн долларов, - утверждает Гуревич. - В сто раз дешевле вложиться в восстановление пригородного сообщения».
Управляющий директор Федерального центра проектного финансирования Илья Пономарёв заметил, что для строительства ВСМ «Челябинск-Екатеринбург» планировалось привлечь средства Пенсионного фонда РФ и страховых компаний.
Скептики возражают: проект не только затратный, но и неудобный для челябинцев. Причина - неудачное расположение вокзала на юге города. Кроме того, из маршрута исключён аэропорт Баландино, и это делает проект гораздо менее привлекательным.
Тем временем бизнесмены предложили связать Челябинск и Екатеринбург с помощью аэротакси. Полёт на вертолёте займёт два часа. Площадкой для базы станет территория МВЦ «Екатеринбург Экспо». Осуществлять сообщение вызвалась московская фирма. Обслуживать обещают в том числе и экстренные службы.