Примерное время чтения: 5 минут
135

Знай дерево в лицо!

1. Даурские лиственницы

Пять деревьев находятся на перекрёстке улиц Красной и проспекта Ленина в Челябинске. Возраст - 107 лет. В городе в годы русско-японской войны было создано сразу несколько «импровизированных» военных госпиталей. Один из них расположился в частном доме ссыльного поляка Владислава Сапеги-Ольшанского. Сам хозяин дома вместе с сёстрами милосердия ухаживал за ранеными.

Один из офицеров, умирая, передал Ольшанскому тридцать семян даурской лиственницы. Раненый объяснил, что вёз их к себе домой, чтобы посадить в память об этой войне и павших на ней русских воинах. Уже на следующее утро денщик Ольшанского посадил все до единого семени в саду. А через несколько дней после этого русский офицер умер. Даурские лиственницы взошли на следующий год. Ухаживали за ними и сам Сапега-Ольшанский, и шедшие на поправку солдаты.

Сейчас эти деревья считают «памятником» погибшим на русско-японской войне бойцам. Лиственницы чуть не погибли в ходе «дорожной революции», но общественность их отстояла.

2. Лимонарий

В посёлке Наровчатка Агаповского района находится один из самых крупных лимонариев России. Выращивают в нём бананы, апельсины, мандарины, гранаты, грейпфруты, фейхоа, финиковые пальмы, лаймы и лимоны. Здесь 1 200 лимонных деревьев пяти сортов. Из экзотики есть агава, африканские колбасные, японские конфетные деревья, тамарилло (томатное дерево).

Лимонарий напоминает тропический оазис, потому что между грядок разгуливают фазаны, павлины, китайские и шёлковые куры, большие красноухие черепахи, утки-мандаринки.

Кстати, в 2005 году наш лимонарий выиграл золотую медаль на сельскохозяйственной выставке в Москве за самый крупный лимон, выращенный на тот момент в России. Его вес составлял 1,6 кг. В 2007 году лимонарий мог погибнуть, потому что хозяин перестал его финансировать. Местные жители тропический оазис отстояли: ставили печки-буржуйки, чуть ли не руками грели плоды.

3. Бор

Челябинск - единственный в России мегаполис, в центре которого располагается полноценный лес. Челябинский городской бор занимает 12 кв. км и на 92% состоит из реликтовых сосен. Именно бор, называвшийся изначально Челяби-Карагай дал имя городу, а не наоборот. Когда-то здесь вели активные разработки гранита - большинство старых зданий в историческом центре города облицовано камнем именно из челябинского бора.

В 80-х годах XX века в парке им Гагарина можно было встретить лося. Сейчас там проживают зайцы, суслики, лесные мыши и белки. На территории бора находится около 20 водоёмов, «собственная» речка - Чикинка, несколько родников, считающихся целебными и даже две искусственные пещеры (расположены в старой каменоломне, в северо-западной части бора). Самая высокая точка в челябинском бору - гора Монахи. По мнению некоторых историков, здесь когда-то жили православные отшельники, поэтому гора получило такое название.

Парк культуры и отдыха им. Гагарина был образован на территории челябинского бора в 1936 году. В советское время его посещало до 1 млн человек в год.

Кстати, большую часть челябинского бора могли уничтожить. Страна готовилась к возможному военному конфликту с Великобританией. Для укрепления обороны было принято решение организовать на месте парка… авиазавод. Жители города, чтобы спасти бор, умышленно искорёжили водопровод и загрязняли питьевую воду. После этого власти были вынуждены отказаться от планов вырубки.

4. Дуб прощания

А вы думали, что на Южном Урале не растут дубы? Дуб обыкновенный (Quercus robur) можно увидеть на пересечении улиц Барбюса и Тухачевского в Челябинске, за магазином «Черкизовский». Его возраст - более 90 лет. В годы войны под ним было принято прощаться с родными, уходя на фронт. В 2005 году гордума вынесла решение № 43/11 о создании особо охраняемой природной территории «Мемориальное дерево “Дуб черешчатый”» («АиФ-Челябинск» писал об этом в № 18 «Не дать дуба»). Мы нашли дерево в безобразном состоянии: ржавая, покосившаяся ограда, сломанная скамейка, мусор вокруг. После вмешательства газеты на месте памятника навели порядок.

5. Монастырская заимка

О том, что в Ленинском районе на улице Энергетиков был райский сад, сегодня ничто не напоминает. В 1851 году под фруктовый сад выделили 50 десятин земли. Монахини женского Одигитриевского монастыря разбили здесь несколько берёзовых рощ, пруд (получил название Девичьи слёзы), конопляник. Монахини выращивали сливу, барбарис, персики, орех, не говоря уже о яблонях и грушах.

В советское время здесь было плодово-ягодное хозяйство. В 1950-е годы Павел Жаворонков вывел здесь первый для Урала товарный сорт яблок - Уральское наливное, которое есть сегодня почти в каждом южноуральском саду. Монастырскую заимку считают колыбелью уральского садоводства. Сегодня горожане лишь слышат о планах властей разбить здесь парк.

Что ещё экзотического растёт

У челябинской детской писательницы Нины Пикулевой есть клён, привезённый из Переделкино, где, как известно, квартируют известные столичные писатели. А один из сотрудников ЧелГУ привёз из Центрального парка Нью-Йорка пять желудей, причём с риском для себя (американские законы запрещают вывозить из страны семена и прочий посадочный материал). Всходы дали два желудя. Три года саженцы выращивались в теплице в Миассе под присмотром специалистов, а этой весной их высадили в открытый грунт во внутреннем дворике ЧелГУ.

P.S. Если у вас есть дерево с историей, расскажите нам о нём по телефону редакции 8-951-252-89-88.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах