Быстро запрягают, быстро едут
Урумчи (Китай). Китайский город Урумчи, на наш взгляд, единственный из побратимов, в чьей истории можно найти сближающие его с Челябинском пересечения. Как и южноуральская столица, он появился как колониальный форпост на чужой земле. Китайские правители, закладывая город, рассчитывали собирать больше налогов с купцов, путешествующих по Шёлковому пути, который проходил как раз по территории нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Отсюда и все его современные особенности: «винегрет» национальностей, калейдоскоп языков и диалектов. Правда, наша «татаро-хохляцкая республика» выглядит образцом взаимной толерантности на фоне этнических стычек, то и дело вспыхивающих в Урумчи и вообще в регионе. Там довольно сильны сепаратистские настроения, уйгурские группировки то и дело устраивают кровавые теракты. Недавно был приговорён к смерти уйгур за организацию банды, убившей 15 человек. В этом смысле Урумчи не слишком похож на уральский город. Зато в экономическом плане это наш бесспорный родственник. Достаточно сказать, что здесь один из центров китайской металлургии.
Важно знать, что крупнейший мегаполис региона стал таковым в течение лишь последних 50 лет. Ещё в 60-х, когда Челябинск находился на пике развития, то был захудалый посёлок, а сейчас небоскрёбы в Урумчи растут как грибы после дождя. Причём период наиболее интенсивного развития города пришёлся на последние десять лет. А вот в городе-побратиме одно метро разменяло уже третий десяток и всё никак не построится. Есть над чем задуматься людям, которые всякую маломальскую стройку в Челябинске спешат назвать революцией.
Могила Гарри Поттера
Рамла (Израиль). Этот город учит нас, что в этом мире нет ничего постоянного и надёжного. Всё рано или поздно проходит или хотя бы меняется. Как и Урумчи, это типичное межнациональное яблоко раздора, и его конфликтный потенциал до сих пор не исчерпан. Так что не надо торопиться менять «малоснежное уральское лето» на тамошние пальмы. У каждого города своя карма, у Рамлы она, похоже, в том, чтобы быть в гуще всяких споров и дележей. Наш кондовый промышленный мегаполис - островок спокойствия по сравнению с ней.
Уникальным этот израильский ныне город делает нетипичное для Палестины арабское происхождение. Во времена крестовых походов им овладели паладины, назвали Рамесом и сделали центром феодальной сеньории. В последующем сарацины его отбили-таки и перестроили католический храм в мечеть. В позднее Средневековье Рамла была крупным деловым центром, чего не скажешь о ней в наши дни. Сейчас заштатный городишко с низким, по сравнению с остальным Израилем, уровнем жизни.
Кстати, любопытно, что изначально при образовании государства Израиль в 1947 году Рамла по решению ООН должна была отойти к Палестине, но уже в следующем году евреи захватили город из опасения, что он может стать плацдармом для нападения на Тель-Авив. Они друг от друга всего в двадцати километрах. История продолжается…
Достопримечательностей в Рамле, как и в Челябинске, немного. Потенциальным туристам настоятельно рекомендуют посетить пару развалин и могилу… Гарри Поттера. По случайности так звали одного молодого английского солдата, погибшего в стычке с повстанцами под Хевроном в 1939 году.
Отличный во всём
Колумбия (США). В Америке несколько Колумбий, там любят своего первооткрывателя. Нас интересует та, что столица штата Южная Каролина. Мы уже почти отчаялись найти в ней хоть какие-то точки соприкосновения с Челябинском. Не говорим уже об общих чертах - хоть бы какие-то основания их сравнить. Ни промышленности, ни схожих экологических проблем, ни коллапсирующего общественного транспорта там нет. Но тут в поле нашего зрения попал мэр города Стив Бенджамин. Удивительное совпадение: к своим обязанностям он приступил одновременно с нашим сити-менеджером Сергеем Давыдовым - в апреле 2010 года!
В остальном с Сергеем Викторовичем они мало похожи. Прежде всего, Бенджамин чернокожий. Он вообще первый чернокожий мэр Колумбии. Это тем более странно, если знать, что Южная Каролина - типично южный по менталитету штат. После отмены рабства он первым заявил о выходе из состава США и активно участвовал в последовавшей затем гражданской войне. И вот нате!
Муниципальная карьера Стива Бенджамина началась с почти трагического эпизода. Пребывая в эйфории от победы на выборах, он попал в автомобильную аварию, в которой пострадал человек. «Это был переломный момент всей моей жизни», - говорил Бенджамин позже. Новоизбранный градоначальник лично настоял на объективном расследовании и (!) понёс административное наказание.
Бенджамин - один из самых ярких и деятельных мэров Америки. Например, он входит в группу, лоббирующую принятие нового федерального транспортного закона. Он уверен, что сейчас самый благоприятный момент для относительно недорогого дорожного строительства. Но его можно упустить. А ещё он является волонтёром благотворительной программы Meals on Wheels (дословно «Еда на колесах») - развозит на своей машине питание одиноким старикам и инвалидам. Своей целью на посту мэра считает превращение Колумбии в город мирового уровня, один из самых развитых и безопасных в стране. Базовый принцип, которого он придерживается: все намерения властей должны проходить через публичные обсуждения. «Даже самое хорошие решение, принятое без участия коллег и общества, может повлечь нежелательные последствия и в конечном итоге оказаться вредным», - считает Бенджамин.
Робин Гуд - свой парень
Ноттингемшир (графство, Великобритания). Единственный побратим Челябинска, не являющийся городом. Ноттингем, располагающийся на территории графства, - это самостоятельная территориальная единица со своим мешком побратимов. А у графства один побратим - мы.
Ноттингемшир известен всему миру как родина двух никогда не живших людей - Лемюэля Гулливера и Робина Гуда. Последний обретался по большей части в Шервудском лесу, откуда совершал дерзкие вылазки против тогдашних жуликов и воров.
Вынуждены констатировать, что Шервудскому лесу живётся не в пример лучше, чем Челябинскому бору, который, думается, допустимо назвать его побратимом. Там, скажем, с 2006 года реализуется программа по превращению леса в экскурсионный центр. Планируется протянуть на уровне верхушек деревьев висячие дорожки для прогулок, открыть учебные и исследовательские центры. Что собираются устроить в нашем бору - хорошо известно.
В сердце Шервуда растёт настоящий живой памятник - Главный дуб (The Major Oak). Его возраст оценивается примерно в тысячу лет. Он так стар, что его ветви поддерживают специальные подпорки. По преданию на этом дереве располагалась штаб-квартира Робина Гуда. Некоторое время назад контора под названием British Heritage Trees сняла с дерева несколько срезов и стала выращивать полные генетические реплики знаменитого растения. Каждый год производится по 50 клонов Главного дуба, которые продаются в крупные города мира. На продажу идут саженцы возрастом не менее пяти лет. Цена для столь уникального предложения вполне реальная - 300 фунтов. Доставка почтой в Европу и Америку. К деревцу прилагаются сертификат с уникальным номером и инструкция по уходу. Представьте, как было бы здорово иметь свой Главный дуб в Челябинске! Будучи побратимом Ноттингемшира, он не только может, но и почти обязан его иметь! У нас хватает всяких памятников, но ни одного живого среди них нет. Глядишь, и поправит он малость нашу карму. Может, оттого и все трудности, что нет своего Древа жизни?