Примерное время чтения: 7 минут
328

Сбросим ли выбросы? Челябинск долгое время развивался по американскому пути

АиФ-Челябинск №13 25/03/2015

Об этом наш разговор с директором центра проектных и строительных исследований, экспертом челябинского клуба «15.01» Владимиром ДОБРЫНИНЫМ.

Зелёный холм вместо свалки

- Однажды вы заявили, что губернатора подставляют, используя экологическую проблему. Что вы имели в виду?

- Экология - целый комплекс проблем. Что называется, кролики - не только ценный мех. А у нас все говорят только о воздухе. Это и состояние воды (особенно критическое - у реки Миасс, Аргазинского, Шершнёвского водохранилищ), утилизация отходов. Сейчас джинна выпустили из бутылки - население требует решения проблемы, которой не один десяток лет.

Например, многие обвиняют заводы. Но я прямо из своего кабинета вижу: сегодня ЧМК не дымит, а смог всё равно есть! Да, заводы дымят, на их долю приходится 40% загрязнения. Но остальное - это автотранспорт, безобразное состояние улиц. После «дорожной революции» с улиц не убрали отсев, который носится в воздухе. Я аллергик, всё это чувствую и задыхаюсь!

- А есть ли реальный рецепт для городской свалки? Что с ней делать? Говорили, что японцы даже предлагали её купить.

- Это всё слухи. Хотя для японцев одна московская фирма собирает ценные отходы на шлакоотвалах. Но свалка и шлакоотвалы - это разные вещи. У меня и моих коллег есть реальный рецепт рекультивации городской свалки - есть методика, опыт. Засыпаются глина, щебень, почва, осуществляется дренаж, чтобы всё там внизу гнило получше - сверху высаживаются кустарники, трава, деревья. В итоге получаем живописный зелёный холм.

- На днях одну из общественных экологических организаций объявили иностранным агентом. Не получится ли так, что всех, кто поднимает тему экологии, запишут в агенты?

- Да бросьте! Внесли в список всего одну организацию. Остальные-то действуют. Видите ли, зачастую шум вокруг экологии поднимают с политическими целями. Многие из этих «активистов» связаны с бывшим губернатором.

- Считаете, это часть кампании по возвращению во власть?

- Я ничего не исключаю. У нас всё может быть. Поверьте, впереди ещё много скандалов. В этой ситуации необходимо, чтобы власти действительно действовали. На всех уровнях. А то в мэрии Челябинска ввели должность главного эколога - что, теперь все проблемы решены? Надо улицы чистить, с пробками проблему решать, ведь именно автомобили - основные «вонючки».

- Многие с вами не согласятся. Обвиняют-то в основном заводы.

- На самом деле с 1992 года выбросы в разы сократились. Я помню, как ездил на велосипеде из Металлургического района и около цинкового завода просто задерживал дыхание, потому что иначе было невозможно. А сейчас там нормальная обстановка. На ЧЭМК же монтируют новое оборудование, позволяющее руду помещать в специальные чушки. Это существенно снижает выбросы.

Я не отрицаю того, что заводы загрязняют воздух, но давайте сначала разберёмся с автотранспортом, наладим регулярную и эффективную чистку улиц, проведём масштабное озеленение. Но саженцы придётся завозить из других регионов. Озеленение у нас убито, хотя город был очень зелёный, особенно Заречье. «Горзелен-строю» дали 30 млн рублей на питомник. Я съездил на место, где должны быть уже теплицы, и провалился чуть ли не по пояс в грязь! Ничего нет! Уже возбудили дело.

Но если всё-таки реализовать весь комплекс мер, свести к минимуму те 60% загрязнения, то можно уже с полным правом насесть на заводы.

В десятом поколении

- Если вы считаете, что Челябинск надо перепроектировать, значит, в самом расположении города есть системные ошибки?

- Смотрите, есть города речные, расположенные вдоль реки: Омск, Самара, Волгоград. Москва - город-кольцо. А мы - крепость-квадрат. Как и Санкт-Петербург, кстати. Долгое время Челябинск развивался по американскому пути - как логистический центр, перекрёсток торговых путей. У нас поэтому такое значение приобрели татарские купеческие фамилии - им проще было торговать с соседними киргиз-кайсаками. Появление железной дороги также укрепило этот статус.

В 30-е годы XX века начался индустриальный этап, который сначала проходил правильно, системно, но потом началась война, и к нам эвакуировали кучу заводов, которые понатыкали где только можно. «Калибр» работал в театре оперы и балета, табачная фабрика долгое время дымила в самом центре города! Так что ещё с тех времён идут экологические проблемы, которые надо срочно решать.

- Чувствуется, что давно занимаетесь историей города.

- Так я же челябинец в десятом поколении! Мои предки тут появились, когда ещё и крепости не было - в 1717 году! Они были государственные крестьяне, с Демидовыми сюда переехали. Они курорты на озере Горькое организовали. В Кургане до сих пор элеватор с именем Бутова стоит (это один из моих предков). Историю Челябинска я знаю не по книгам, а по рассказам дедушек и бабушек.

И сейчас у меня с коллегами есть методики по утилизации свалки, очистке Миасса. Обидно, что приглашают кого-то со стороны, когда мы, челябинцы, сами всё знаем и умеем. Была бы политическая воля. Дореволюционные главы были очень толковые, хотелось бы, чтобы и современные хоть в чём-то были на них похожи.

Чему учили в ОБХСС?

- В своё время вы учились в Киеве. Замечали ли вы в ту пору какие-то признаки национализма?

- Это было в 1986-87 годах. Вместе со мной учились афганцы, венгры, болгары, эстонцы, латыши и литовцы, узбеки, грузины. И близко не было ничего, напоминающего национализм. Как говорится, водку вместе пили! В России ведь в ту пору почти сухой закон был, а на Украине с этим обстояло полегче. У меня, кстати, и жена с Донбасса, тёща там до сих пор живёт.

- Удаётся поддерживать нормальные отношения с друзьями? Некоторые жалуются, что рассорились с украинскими друзьями на почве политических разногласий.

- Все мои друзья - люди адекватные, мы до сих пор нормально общаемся. Каждый ведь на самом деле понимает, что происходит. У меня достаточно источников информации, чтобы составить объективное мнение. Там действительно идёт война. Тёща работала завучем в школе в Будёновке (это район Донецка). Так мина залетела прямо во двор школы - тёщу контузило. Сейчас она сидит дома. Там многих распустили без содержания. Люди пытаются выжить. Впрочем, и в Киеве большинство озабочено выживанием, политика мало кого интересует.

- Вы ведь работали в ОБХСС. Многие до сих пор представляют эту службу как неких охотников за расхитителями социалистической собственности, которые торговали колбасой из-под прилавка.

- И напрасно. Это была очень серьёзная служба. Там изучали в полном объёме бух-учёт, порядок проведения экс-пертизы, все методы хищения в различных отраслях. Я один раз спросил у своего руководителя: «Да зачем нам всё это нужно?» Мне ответили: «Чтобы, если тебя вдруг высадят где-нибудь около Магадана, ты был способен самостоятельно ревизию провести». Мы были очень подкованы. Позднее, когда я занялся бизнесом, мог сам бухучётом заниматься.

Досье

Владимир ДОБРЫНИН. Родился в 1962 г. в Челябинске. Окончил в 1983-м ЧПИ, в 1987-м - Киевскую высшую школу МВД. В 1985-91 гг. - оперуполномоченный ОБХСС УВД Челябоблисполкома. В 1992-96 гг. - генеральный директор телекомпании «Инфо-ТВ».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах