Председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Николай БУЯКОВ видит в этих событиях не только подтверждение точки зрения о том, что регион преодолевает последствия кризиса не так хорошо, как приходится слышать с трибун. Возможно, это признаки долгожданной ломки сознания воспитанного прежней системой человека.
Кормить обещаниями
- Недавно рабочие Катав-Ивановского механического завода остановили работу, требуя зарплату за четыре месяца, только на прошлой неделе производство возобновилось. Мы что, возвращаемся во времена кризиса?
- На этом предприятии ситуация никогда не была простой, в том числе и в докризисный период, хотя в кризис она особенно обострилась. Потребовалось создание целой антикризисной комиссии и вмешательство главы города, чтобы рабочие начали получать деньги за свой труд. Только недавно дела стали более-менее налаживаться, и тут вдруг выяснилось, что у завода 20-миллионный долг по зарплате, хотя официальная сумма задолженности по всей Челябинской области называлась в районе 2,5 млн рублей.
Я думаю, что беда Катав-Ивановского завода в том, что у него так и не появилось эффективного собственника, который решил бы вопрос кардинально - провёл масштабную модернизацию производства, в которой оно давным-давно нуждается, наладил выпуск новых видов конкурентоспособной продукции, привлёк новых клиентов.
В общем, сделал так, чтобы завод заработал. В этом и заключается сейчас основное требование федерации профсоюзов и руководства Челябинской области: собственники и менеджмент КИМЗ должны активнее действовать в этом направлении.
В настоящее время, насколько мне известно, между профкомом и руководством завода достигнута договорённость о частичном возмещении задолженности. В мае она должна быть погашена полностью.
- Но можно ведь было не доводить ситуацию до крайности? Например, объявить забастовку не сейчас, а тогда, в декабре, когда перестала выплачиваться зарплата.
- А никакой забастовки и не было. Люди написали индивидуальные заявления о приостановлении работы, на что имеют право, если не получают зарплату в течение 15 дней и более. В том-то и дело, что устроить забастовку по действующему российскому законодательству сейчас очень непросто. Нужно подать заявку, которая пройдёт массу согласований и будет рассмотрена в разных комиссиях, прежде чем её одобрят. А тот, кто организует забастовку незаконно, обязан возместить убытки, возникшие в результате остановки деятельности предприятия. Работники и работодатели находятся в заведомо неравных условиях, и, конечно, либерализация трудового права уже давно назрела.
Что касается вопроса, почему ивановские заводчане не возмутились раньше. Я примерно представляю, что там происходило. Руководство кормило их обещаниями, просило ещё немножко потерпеть, время от времени что-то платило - словом, тянуло время. А народ ведь у нас терпеливый и обещаниям легко верит. Да и какая альтернатива у тамошних жителей? Катав-Ивановск - это фактически моногород, механический завод - единственное, градообразующее предприятие. В то же время я согласен с губернатором Михаилом Юревичем, который сказал, что они поздно засуетились, что надо было раньше останавливать производство и требовать зарплат.
Непонимание капитала и труда
- Простым работягам простить их долготерпение ещё можно, но почему молчал профсоюз, который для того и существует, чтобы защищать права тружеников?
- Вы правы, профсоюзный комитет должен был проявить волю в данной ситуации. Вообще, профсоюзным организациям давно пора менять принципы работы в соответствии с условиями рынка, модернизироваться. Сейчас не СССР, где на профсоюзы ложилось решение чуть ли не всех социальных вопросов разом: устройство детей в садики, распределение путёвок, организация похорон и т. д. Прошли те времена. Сейчас основная задача - защитить право человека на достойную оплату его труда. Здесь нам бы пригодился опыт европейских стран, к примеру, Бельгии. Одно время там закрывался металлургический завод, коллектив должен был быть распущен, но профсоюз не позволил сделать этого раньше, чем каждый работник был обучен новой специальности.
Мы тоже должны прийти к чему-то подобному, к такой же культуре трудовых отношений. Пока же взаимное непонимание капитала и труда только обостряется. Уже лет 10 не утихают споры профкома и руководства Челябинского электрометаллургического комбината вокруг коллективного договора - он до сих пор не принят. На некоторых предприятиях созданию и работе профсоюзов откровенно препятствуют. Бывает, в трудовых договорах появляются пункты, запрещающие сотруднику состоять в общественных организациях, к которым относятся профсоюзы, и политических партиях. А это уже ни много ни мало нарушение Конституции. О каком цивилизованном диалоге может идти речь, когда элементарно нет соблюдения законов?
Какая цель у капиталиста? Получить максимальную прибыль. Можно достичь её двумя путями: совершенствуя условия труда, повышая тем самым производительность, или применять «потогонную» технологию. У нас зачастую идут именно вторым путем. Вспомним, что происходило недавно на фабрике «Южуралкондитер». Люди возмутились не потому, что им задерживали зарплату, просто она была очень низкой, несколько лет не индексировалась, хотя предприятие имело прибыль. Работая сверхурочно, кондитеры получали меньше, чем в среднем по области.
Часто приходится слышать, что причина низкой производительности труда в России в том, что люди плохо работают. Ерунда. Виноват здесь именно работодатель, не создавший соответствующих условий.
60-часовая рабочая неделя
- Как вы посоветуете поступить работнику, которому не платят зарплату или нарушают его права ещё каким-нибудь образом?
- Прежде всего ему следует обратиться за помощью к юристу в своём профсоюзном комитете или даже у нас, в областной федерации, что, кстати, происходит очень часто. Если дело дойдёт до суда, мы даже можем организовать там защиту интересов пострадавшего работника.
Есть ещё такой орган, как комиссия по трудовым спорам, решения которой являются обязательными к исполнению работодателем.
Пути решения проблем есть, главное, чтобы у самих людей была решимость отстаивать свои интересы. Зачастую нас останавливает страх потерять работу, остаться без денег, мы согласны ждать, верить обещаниям, надеяться на перемены к лучшему, а надо не с поклоном ходить, а требовать. Даже китайцы, которые всю жизнь трудились за плошку риса, уже начинают заявлять о своих правах. По моим наблюдениям, у нас тоже стали происходить перемены. Наш труженик уже не безответное существо, как раньше, хотя капитал и не хочет этого признавать. Вспомним реакцию общества на предложение Михаила Прохорова узаконить 60-часовую рабочую неделю. То, что происходило на предприятиях Южного Урала в последние месяцы, тоже подтверждает мою мысль.
Важно!
Кому жаловаться, если не дают зарплату
Федерация профсоюзов Челябинской области, отдел социально-трудовых отношений: 263-99-62.
Вопрос юристу можно также задать на сайте chelprof.ru
Горячая линия Государственной инспекции труда Челябинской области: 237-08-32, 263-13-62
Служба главного федерального инспектора по Челябинской области: 265-77-97, 263-30-67
Прокуратура Челябинской области, отдел по рассмотрению писем и приём граждан: 239-21-77, 239-20-00.
Досье
Николай Николаевич Буяков родился 1946 году в Омской области. Окончил Омский электромеханический техникум и Башкирский государственный университет. На профсоюзной работе с 1986 года, в качестве профкома Челябинского электрометаллургического комбината. С 1990 года - председатель комитета Челябинской областной организации Горно-металлургического профсоюза России. С 2004 года - председатель Федерации профсоюзов Челябинской области. Награжден орденом «Знак Почёта» и знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью». Член Общественной палаты Челябинской области.