- Саня, кого ты из своих пацанов готовишь? – спросил как-то десантника Александра Рощектаева его сослуживец. Мальчишки-детдомовцы, которых он тренирует в клубе «Комбат», на «отлично» сдают армейские нормативы и, как заправские бойцы, лихо дерутся врукопашную, маскируются на местности и бегают марш-броски по 24 километра.
Флаг ВДВ, зачехлённый гранатомёт, гитара, дембельская десантная форма, на стенах - плакаты музыкальных групп, популярных у «крылатой пехоты» – в «штаб» комбатовцев заходишь, как в музей. Детдомовские ребята встречают нас в армейской форме и голубых беретах, подогнанных по размеру специально для них. Своего «тренера» Александра Рощектаева они называют просто – батя.
«Рукопашка» против ножа
Своим подопечным десантник рассказывал, что служил сначала в разведке Морфлота, принимал участие в боевых действиях в Ливии, Сирии, Персидском заливе. После срочной остался в разведке, но только уже в воздушно-десантных войсках, в 12-й бригаде спецназа ГРУ. Командиром разведывательной диверсионной группы десантник Рощектаев прошёл всю Чечню, во время первой кампании. После Кавказа служил в спецназе во внутренних войсках.
Сейчас у комбата «служат» 20 с лишним пацанов. Их распорядок дня – почти армейский: подъём, зарядка, разводы и наряды, к примеру, по кухне или внутреннему караулу. Физподготовка и рукопашный бой – ежедневно после школы по полтора-два часа.
Уже скоро, весной мальчишки начнут подготовку к летнему военно-полевому лагерю. Сейчас они плетут камуфляж из старой рыболовной сети и тряпок, отрабатывают приёмы «рукопашки». Батя учит их драться безоружными.
Мальчишки по нашей просьбе устроили показательные выступления для журналистов. У 10-летнего Димки из «оружия» только обыкновенный стул. С помощью него Дима укладывает на лопатки двух противников, каким-то хитрым способом заворачивая их четырьмя ножками. Антон и Никита, мальчишки постарше, дерутся, как настоящие бойцы, ещё и успевают подбадривать младших. Комбат Рощектаев говорит, что за 3 года пацаны стали намного сплочённее, у них образовалось что-то вроде десантного братства. Однажды вся эта ватага даже спецназовца напугала!
На сборы в летний полевой лагерь к мальчишкам приезжал спецназ. По легенде учений, миассцы должны были отразить внезапное нападение силовиков.
- Шёл дождь, и пацаны мои немного расслабились, - вспоминает случай Александр. – А у меня как сердце чувствовало. Говорю им, мол, выставляйте караул, мне-то по барабану, вам же драться! Полпервого ночи, слышу – орут – тревога! И выбегают, значит, на врага - кто в чём: кто в трусах, кто босиком! Схватили свои самодельные автоматы, сбились в одну кучу и побежали за спецназовцем. Чуть погодя возвращаются – батя, у него нож. Я, конечно, не поверил сначала. Оказалось, правда - пришлось спецназовцу мальчишкам нож показать, припугнуть. Я, говорит, когда убегал от них, как назло, упал. А тут твоя ватага с криками и палками – и на меня! Жутковато стало.
Крестников целый взвод!
В полевом лагере, под Южноуральском, ребята живут почти всё лето. Между сборами, учатся выживать в лесу, обустраивать скудный военный быт. Там у них и баня своя самодельная, и настоящие армейские палатки, и рыбалка.
- Учу их, как медпомощь оказать, например, кровь остановить, - продолжает комбат. – Всяким спецназовским прибамбасам обучаю, допустим, как сведения собирать на местности, рассказываю, как преодолевать брезгливость, когда кроме лягушек и змей есть нечего.
К концу каждой смены в лагерь приезжают ветераны боевых действий с женами, детьми. Шашлыки, плов на костре, песни под гитару и разные истории – само собой, мальчишки от такого отдыха в восторге!
- К нам как-то местные на огонёк зашли. Нам, говорят, сообщили, что тут дикие десантники живут, которые всем головы отрезают, - улыбается Александр.
Как говорит сам десантник Рощектаев, с пацанами он просто играет в войнушку. А за игрой приучает их быть сильными духом и самостоятельными в быту, дружными и организованными.
- Интересно мне за ними наблюдать, - продолжает он. - На сборах в лагере, пока все спят, я свою «диверсионную» группу поднимаю. Они встанут, вещмешки соберут. Попрыгают с рюкзаками на плечах – проверят, не бренчат ли, наденут чёрные маски и потихоньку выйдут.
Недавно всех комбатовских мальчишек крестили, в церкви недалеко от полевого лагеря. Крёстным отцом им стал десантник Рощектаев.
- Батя, чай нести? – это Димка, один из его «взвода» крестников, уже переоделся после «рукопашки» и с явным удовольствием ждёт от десантника новых приказов.