О малом бизнесе и его перспективах в Челябинской области - наш разговор с Артёмом Артемьевым.
О соли и венках
Мария Шумакова, «АиФ-Челябинск»: Ваш опыт предпринимательства во многом уникален. Первые деньги вам удалось заработать будучи школьником. Причём в советское время. Как такое возможно?
Артём Артемьев: Когда я учился в средних классах, на день рождения подарили деньги. Сумма, конечно, небольшая, но те деньги и стали моим стартовым капиталом. На них я напечатал фотографии Шваценеггера, Сталлоне и Ван Дамма и продавал их на школьном дворе. А потом был летний видеосалон. Под летней крышей я показывал на родительском видеомагнитофоне популярные фильмы. В городе видеомагнитофоны имелись уже у всех, а в деревне были ещё роскошью. Это был идеальный бизнес: минимум вложений и быстрые деньги. Правда, местный киномеханик был недоволен, что я увожу у него клиентов, но мы смогли договориться - показывали фильмы в разные дни.
- Откуда такая предпринимательская активность в сельском парнишке?
- Сложно сказать. Я из обычной семьи. Мама - библиотекарь, папа - агроном. Купцов в роду не было. Но всегда хотелось быть самостоятельным, и, слава богу, родители не ставили мне категоричных запретов.
- Знаю, что к концу школы у вас уже были деньги, чтобы купить автомобиль.
- Это получилось почти случайно. Хотя лучше сказать, кто ищет, тот всегда найдёт. Я шёл по деревне, и вдруг рядом остановилась машина. Неместные интересовались, кто тут шкуры продаёт. Я им ответил, что за сдачу шкур в деревне отвечаю я. Хотя тогда ещё понятия не имел, что это такое. Оказалось, что эти перекупщики отправляли шкуры в Европу. Денег с проданных шкур мне и правда хватило бы на старую «копейку», но покупать авто я не торопился - мне ещё 18 не было.
- Но ведь наверняка были промахи и неудачи?
- Сколько угодно. Кроликов пробовал разводить, но бизнес не пошёл. Помню, однажды в магазинах исчезла соль. И я решил исправить ситуацию. Привёз в деревню соль, но одновременно она появилась в местном магазине. Пришлось продавать дешевле, чем в магазине, себе в убыток.
А ещё был случай в Магнитогорске. Я тогда был студентом филфака, и у меня был магазин ритуальных принадлежностей. Перед родительским днём купил большую партию венков. В день «икс» мои люди продавали венки на всех кладбищах Магнитогорска. Но за день удалось продать всего шесть венков из нескольких сотен, представляете?! Это был крах. Оказалось, всему виной всплеск вандализма на кладбищах. В тот год (это была середина 1990-х) люди предпочитали нести на могилы цветы. Им надламывали стебель, чтобы цветы не тронули воры. А венки покупать боялись, чтобы не привлекать вандалов.
16 против 45
- Значит, Южный Урал - зона рискованного малого бизнеса?
- Бизнес в России - это всегда множество рисков. Но спортсмены говорят: не нужно считать, сколько раз ты упал, нужно помнить, сколько раз ты поднялся. Вот и я, видя, что ритуальный бизнес уже невыгоден, решил уйти в спортивный. Вспомнил свою ещё почти детскую спортивную победу. 16-летним школьником на соревнованиях по силовому троеборью в Верхнеуральске я победил 45-летнего соперника. И спустя годы решил сделать бизнес на спортивных снарядах.
- Школьником вы занимались спортом, солили шкуры, а будучи студентом держали два ритуальных салона, учились на филфаке и штудировали книги по выплавке металла для гирь. Откуда столько энергии?
- Свой день ещё со школы начинаю с гири. Мало кто знает, что гиревой спорт - исконно русское занятие. Ещё Татищев привёз в Россию первые эталонные гири из Европы. А в современном гиревом спорте лучшими по праву считаются уральцы. Уроженец Челябинска гиревик Иван Денисов известен во всём мире, а за нашей землячкой Ксенией Дедюхиной уже прочно закрепилось звание королевы гиревого спорта. Конечно же, у меня есть комплект гирь, своя гиря есть и у сына, которому четыре года.
- Бизнес вы построили на производстве самих гирь, отказавшись от доходов на перепродажах. Почему?
- Купили несколько образцов и поняли, что в разработке гирь мы можем сказать своё слово. В итоге сегодня у нас уже есть патенты на гирю с двумя ручками и на разборную гирю, на производство весов (дисков) из отходов производства полимеров. Первый патент позволил заявить на рынке принципиально новую разработку, а другие изобретения дали толчок для развития массового гиревого спорта. Ведь потратив на гири около 1,5 тысячи рублей, вы можете забыть о дорогостоящем посещении фитнес-клуба. Если подойти к гире с умом, то с её помощью можно и жиры сжигать, и все мышцы прорабатывать.
Если хотите, это антикризисный продукт. Наши гири закалены не только высокой температурой, но и трудностями производства. Так уж совпало, что на начало производства пришёлся рост цены на металл и уголь. Пришлось осваивать новые технологии производства, закупать новые станки и печи. Как сейчас помню певый отлитый диск, его теплоту и бессонные ночи нашей команды в цеху у печи, когда всё только начиналось. Зато теперь эти гири ждут во многих странах.
Шанс на выживание
- Как предприниматель и общественный деятель можете ли вы дать советы или прогнозы для малого бизнеса в России и Челябинской области в 2016 году?
- Как ни высокопарно звучит, но за малым бизнесом - будущее России. Особенно это касается деревень. У нас уже начали осознавать, что малый бизнес даёт деревне шанс на выживание. Главы районов и поселений приходят к мысли, что выгоднее открыть в селе мини-маркет, чем сетевой магазин, который убивает местных производителей продуктов питания.
Рабочих мест больше и налоги в местную казну. Ведь едва в деревушке возникает малейшее производство - создаются рабочие места, а значит, у местных появляется дисциплина, и это способствует восстановлению забытой сельской культуры. Ведь работа - это коллектив, а в коллективе бывают и субботники, и дни рождения, и корпоративы. Малый бизнес в этом плане душевнее.
- Как же помочь малому бизнесу? Ведь часто жалуются на высокие проценты по кредитам и тяжёлое бремя налогов.
- Челябинская область одна из первых приняла законопроект о налоговых каникулах для предприятий малого бизнеса в начале 2015 года. Но некоторые регионы за этот год шагнули ещё дальше и добились налога всего 1% от оборота для новых предприятий. Мы тоже работаем в этом направлении. Малый бизнес приносит в экономику развитых стран до 60% доходов. Но, чтобы он был так эффективен, нужны время и лояльная политика государства. Кроме того, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: держатели малого бизнеса - самые большие патриоты. Это едва ли не единственные бизнесмены, которые не вывозят капитал из страны, а чаще всего вкладывают всё заработанное в развитие производства.
- А как же будущее?
- Что касается прогнозов, то я, пожалуй, воздержусь. Мы видим, как лихорадит мировые рынки. Трудно что-то планировать в экономике, где нет среднесрочной перспективы. А сегодня никто не может с уверенностью сказать, что будет с бизнесом в России через пять лет. Хочется верить, что, когда мы преодолеем кризис, малый и средний бизнес преобразит экономическое и культурное пространство страны.