Регион занимал первые строчки по уровню экономического развития. В 80-90-е, когда страна села на нефтяную иглу, ресурсы потекли в ресурсодобывающие регионы Сибири.
На сегодняшний день позиции области в рейтингах колеблются во втором-третьем десятке списка. В начале прошлого десятилетия она пережила тяжелейший кризис, когда обрушилось машиностроение. От последствий 2008 года она не оправилась до сих пор.
Сейчас мы имеем экономику, во многом сформированную полвека назад. Ничего нового, по сути, не появилось.
Вопрос с возвращением утраченных позиций связан с изменением не отраслевой структуры (быстро это всё равно не произойдёт), а технологии. Проблемы - не с базовыми предприятиями, а с той частью, которая оказалась в застое, когда произошло разделение на «успешных» и «выживающих». Многое зависит от того, насколько удачно они трансформируются.
Я думаю, что дальнейшее развитие нашего региона будет определять транспортная составляющая. Но железная дорога находится не в самом эффективном своём виде, а состояние автомобильных дорог всем и так хорошо известно. Если раньше трассу М-5 называли «Москва - Пекин» (старые водители до сих пор зовут её «пекинкой»), то сейчас дальше посёлка Тимирязевского по ней не уедешь.
И, наконец, хотим мы того или нет, будущее Челябинской области - в интеграции с Екатеринбургом. Два крупных мегаполиса не могут быть в 200 км друг от друга, нигде в стране таких примеров больше нет. А соперничество с северным соседом мы проиграли, это очевидно. В этой ситуации есть свои преимущества. При перегреве «метрополии» существенная часть ресурсов перетекает в более спокойную «провинцию».
Сергей Гордеев Руководитель научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН и ЧелГУ |