Без бензина - никуда: без него не заведётся любимое авто, без него не доставят в наши магазины продукты и товары. В общем-то, это прописная истина, о которой знают все - от мала до велика. При этом мы не задумываемся о том, как топливо появляется на наших заправках, какое сочетание колоссального труда, передовых технологий и финансовых затрат для этого необходимо. И всё для того, чтобы бензин на АЗС стал качественней, экологичнее и доступнее.
Всем известно, что энергоносители, в частности, нефть и бензин, являются основой нашей экономики. Без топлива не сдвинутся с места ни легковые автомобили, ни большегрузные машины, ни тракторы в полях.
Конечно, нам, потребителям, хотелось бы, чтобы цены на бензин всегда оставались невысокими, несмотря на скачки стоимости нефти на мировом рынке. Многие из нас могли заметить, что если даже стоимость нефти резко увеличивается в полтора раза, бензин может подорожать всего процентов на пять-десять. Почему? Дело в том, что цена нефти является всего лишь одной из составляющих, из которых формируется итоговая стоимость топлива. Производство бензина - сложнейший технологический процесс, включающий в себя труд тысяч людей.
Для развития бизнеса производители должны предлагать потребителям как можно более качественный товар по невысокой цене. Такой логике следуют все крупнейшие нефтяные компании России - "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть" и т. д. Для этого лидеры топливного рынка выстраивают полную технологическую цепочку, которая начинается от скважины за Полярным кругом и заканчивается на АЗС возле нашего дома. Такие компании так и называются - ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании). Чтобы автовладельцы всегда заправлялись качественным бензином, все крупнейшие ВИНК вкладывают огромные средства в своё техническое перевооружение. Эти затраты окупаются, ведь с новыми технологиями увеличивается производительность и качество продукции.
Как говорят во всех крупных нефтяных компаниях, именно то, что они объединяют в одну производственную цепочку добычу нефти, её переработку и продажу нефтепродуктов на АЗС, позволяет им решать две важнейшие задачи. Во-первых, удерживать цены на своих заправках. Во-вторых, гарантировать своим потребителям высокое качество бензина за счёт контроля всех стадий производства и доставки.
Рассмотрим, как работает вся эта система на примере одной из таких ВИНК - ОАО "Газпром нефть". В Челябинской области топливо реализует её дочерняя структура ООО "Газпромнефть-Челябинск". До недавних пор АЗС компании носили вывеску "Сибнефть", сейчас идёт процесс интеграции в единую сеть под общероссийским брендом "Газпром нефть". Подробно остановимся на том, какие превращения происходят с "чёрным золотом" от качалки до заправки.
"Газпром нефть" ведёт разработку множества крупных нефтяных месторождений в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, на которых работает несколько тысяч людей. По нефтепроводам, идущим от мест добычи, нефть поступает на Омский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), который также входит в "Газпром нефть" и считается одним из самых современных и мощных в России. То, что нефть компании идёт напрямую на завод, позволяет сохранять её высокое качество. Транспортное "плечо", которое связывает Омский НПЗ с месторождениями "Газпром нефти" - одно из самых коротких в Западной Сибири. Это значит, что издержки сокращаются.
Нефтепродукты на нефтебазы дочерней компании в Челябинской области поставляются только от этого производителя - Омского НПЗ - железнодорожным транспортом, что исключает смешение продуктов разных производителей и сохраняет высокое качество продукта завода, поступающего в регион.
К тому времени, когда топливо попадает в бак автомобиля или оптовому потребителю, оно проходит сложный путь: из резервуаров Омского НПЗ топливо закачивают в цистерны для транспортировки, в месте назначения - на нефтебазе - его сливают из железнодорожных цистерн в резервуары нефтехранилища. С нефтебазы топливо бензовозами доставляют оптовым клиентам и на АЗС, где его закачивают в резервуары для хранения и только потом, через топливно-раздаточные колонки, оно попадает в бензобак.
Работа Омского НПЗ и ООО "Газпромнефть-Челябинск" в одной связке гарантирует высокое качество нефтепродуктов по всей цепочке от завода-производителя до реализации на АЗС - в структуре "Газпром нефти" действует жёсткий контроль качества на всех этапах транспортировки. Это очень важно, ведь каждый автолюбитель знает, что "бадяжный" бензин может просто убить любимую машину.
Вообще, как отмечают владельцы АЗС в Челябинской области, в нашем регионе конкуренция на топливном рынке достаточно жёсткая: здесь представлены и крупные компании, и независимые операторы. Именно поэтому у нас самые низкие цены в рознице: значительно ниже, чем в Центральной России и Сибири. Однако, чтобы удержать свои позиции, таким компаниям, как "Лукойл" или "Газпром нефть" необходимо постоянно развиваться, улучшать качество и эффективно управлять ценовой политикой на розничном рынке нефтепродуктов. Поэтому без модернизации на заводах, которая требует многомиллиардных вложений, не обойтись.
Например, на Омском НПЗ, о котором мы уже говорили, сейчас выпускаются бензины марок Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 по мировому стандарту Евро-3, очень жёстко ограничивающему содержание различных вредных веществ в топливе. Строятся установки для выпуска различных видов нефтепродуктов, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5. Так, уже с 2012 года завод начнёт выпускать дизтопливо класса Евро-4, а с 2015 года - класса Евро-5. Планируется, что завод будет ежегодно выдавать порядка 6,5 млн тонн этого топлива в год. А первыми покупателями станут жители и предприятия Урала и Западной Сибири - именно эти регионы в приоритете у Омского НПЗ.
Как говорят в "Газпром нефти", строительство новых мощностей и реконструкция уже имеющихся на Омском НПЗ - это первоочередная задача компании: эти работы повышают эффективность, снижают издержки, улучшают качество нефтепродуктов, снижают содержание сернистых соединений в дизельном топливе и бензинах. Это, в свою очередь, положительно скажется на автомобильных двигателях и уменьшит нагрузку на экологию.