Она - из тех редких актрис, кто в кино играет постоянно, но при этом не перекармливает собой зрителя. Елена Яковлева сегодня чередует съёмки и путешествия и утверждает, что только теперь, уйдя из родного театра «Современник», начала жить.
Любовь закончилась
«AиФ»: - Бывая в «Современнике», не раз слышала от людей в очереди у кассы: «Яковлева точно уволилась? Может, ещё вернётся?» Когда-то вы уже уходили отсюда в Театр Ермоловой... Возможно ли новое возвращение в «Современник»?
Е.Я. - Не знаю... Нет... Вряд ли... Я в Театр Ермоловой уходила за списком хороших ролей, который мне был озвучен. Тогда ещё не до конца понимала, что в моей жизни значит «Современник». Но сейчас это уже не тот театр, куда мне хотелось бы вернуться.
«AиФ»: - Как восприняла Галина Борисовна Волчек ваш уход?
Е.Я. - Наверное, переживала как-то. Обид почему-то было много... Хотя я хотела тихо, спокойно уйти. Бывает так: люди живут вместе в семье. А потом, когда любовь заканчивается, всё равно продолжают жить. Но от этого никому не хорошо. Женщины остаются с этим мужем, потому что дети, ещё что-то... У меня была любовь с театром «Современник», были дети - спектакли. Я их растила по 18-20 лет. Потом любовь
закончилась. Дети остались, но ради них нельзя оставаться. Получилось так, что с 40 до 50 лет я сыграла только одну новую роль в «Пяти вечерах». А это самый хороший возраст актёрский. Но я же без претензий. Я понимаю, что это театр не имени меня.
«AиФ»: - Я правильно понимаю, что вы работаете сейчас на износ?
Е.Я. - Совсем нет! У меня так: съёмки, потом путешествие. То я каждый день на съёмочной площадке по 12 часов. К концу тяжело ворочать языком. Снимаюсь в новом фильме - «Любопытная Варвара». Добрая, ироничная картина о жизни большой семьи. Очень жду съёмок в следующей картине. Константин Худяков пригласил меня - потрясающая история, 1954 год, КГБ… А потом - интересная поездка. Самое яркое впечатление - Камчатка. У нас страна красивая, богатая. Я даже представить себе не могла такую прелесть, такое буйство красок! Месяца полтора как оттуда прилетела, но сила природы, которую там ощутила, до сих пор у меня вот здесь. (Прикладывает руки к груди.) И Долина гейзеров, и медведица с медвежатами до сих пор перед глазами. Когда садилась в вертолёт, подумала: «Хочу остаться жить в этой охотничьей сторожке!» Сегодня я сама могу планировать свою жизнь. Когда спектакли идут через день, уже никуда не поедешь. Наконец-то я живу! Сегодня играю только в двух антрепризах - «Территория любви» и «Бумажный брак» с Валерой Гаркалиным и Сергеем Маковецким.
Нет права на обман
«AиФ»: - Вы говорите, что на людях стараетесь держать себя в руках. А дома можете дать себе «вольную»?
Е.Я. - Дома хочется быть в сто раз любезнее, потому что родные мало тебя видят. Такого, чтобы я вышла из себя, пока не было. Я вообще не ругачая - ни дома, ни на работе. Поражаюсь, когда другие артисты устраивают скандалы, звёздные «залёты». Я просто не умею это делать. А насчёт «вольной»... С годами в семье возникает уважение друг к другу. Это поначалу идёт притирка - и скандалы, как у всех, были, и хлопанье дверью. Муж вспыльчивый, а я долго раскачиваюсь. (Супруг актрисы, актёр Валерий Шальных, играл много лет в «Современнике» и ушёл из театра вместе с Яковлевой. - Ред.) Он вспылит и тут же хочет со мной помириться. Раньше я могла пробуксовывать ещё какое-то время: «Не надо, я обижена». А сейчас отвечаю через секунду: «Конечно, милый». Всё равно ж помиримся! В общем, от вас зависит, превратить ссору в 20-серийный сериал или просто в короткое кино выходного дня. Сегодня и Валера, и я можем чуть-чуть изменить себе и пойти на какую-то уступку, только чтобы избежать чего-то неприятного.
«AиФ»: - Ваш сын учится на режиссёра. Согласится ли на роль в фильме дебютанта Дениса Шальных известная актриса Яковлева?
Е.Я. - Пойду! Обещал, что возьмёт на роль. Сейчас сын ищет себя. У него вся жизнь впереди. В одно прекрасное время мы с Валерой поняли, что наш ребёнок - как из детдома. Не знает, как что включается, выключается. Мы - как две квочки над ребёнком: «Давай я лучше сама сделаю, сынок», «Не трогай нож, порежешься». Поэтому подарили ему квартиру на 19-летие. Первое время сын звонил: «Мам, как это включить? Как это сделать?» Сейчас справляется. Прихожу в гости - чисто, порядок. Значит, с мозгами у человека нормально. А мы думали, что нет. (Смеётся.) Сын очень изменился с тех пор, как вернулся с языковых курсов из Англии. Произошла перезагрузка мозгов, он у нас теперь против всяких брендов, заказывает в Интернете только обыкновенные штаны, обыкновенные кроссовки. А ещё он приехал вегетарианцем. Не могу понять, хорошо это или плохо. Здоровый парень, под два метра ростом. Как на одних овощах жить? Я вот пельмешки люблю, котлетки домашние, вкусно пожаренное мясо, рыбу.
«AиФ»: - Вас сейчас зритель не только в кино видит, но и в рекламе... Пятен нет, мол, кофточка белым-бела...
Е.Я. - Сниматься в рекламе мне не хотелось. Казалось: я им сейчас такую сумму назову, что они никогда её не выплатят! Потом я узнала, что это не так. Но было поздно. Зрители спрашивают меня чаще всего: «Каким порошком стираете?» И мне приходится отвечать. Обмануть не имею права. И если я хочу воспользоваться каким-то другим моющим средством, то посылаю за этим порошком своего мужа. У меня в магазине язык не поворачивается назвать другую марку. Реклама - это подарок для актёра. Но, чтобы получить его, нужно пахать всю жизнь.