С 3 по 7 сентября 2012 года на всех крупных вокзалах страны будет работать общественная приемная ОАО «РЖД».
Цель данной акции - сохранить электрички и льготы отдельным категориям граждан на проезд в них.
Уже с 2013 года министерство финансов планирует переложить компенсацию проезда студентов и учащихся на региональные бюджеты.
Напомним, что сейчас учащимся школ и студентам дневного отделения с 1 сентября по 15 июня предоставляется скидка 50% на билеты в пригородном железнодорожном сообщении. Остальные 50% компенсируются из бюджетов различных уровней: 45% - выделяется из федерального бюджета и ещё 5% платят субъекты РФ.
Региональные бюджеты не готовы к такой нагрузке и льготы просто исчезнут. Уже сегодня не каждый регион может полностью компенсировать пригородным компаниям убытки, понесенные при перевозке пассажиров.
За неполных восемь месяцев текущего года на территории Челябинской области было отменено 15 электропоездов, ещё 10 прекратят курсировать с 5 сентября.
Для того, чтобы не случилось отмены социальных обязательства государства, в рамках проведения общественных приемных всем желающим будет предложено оставить подписи в поддержку, сохранения и развития железнодорожного пригорода и льгот.
Организаторы надеются привлечь внимание властей к проблемам пригорода.
Напомним, объемы пригородных железнодорожных перевозок продолжают сокращаться. Особенно это стало заметно в последние годы, когда были созданы региональные пассажирские пригородные компании (ППК).
Электропоезда - социально-значимый вид транспорта в регионах, передача пригорода под крыло региональных властей должна была означать улучшение качество обслуживания пассажиров. Поскольку именно местная власть выступает заказчиком пригородного железнодорожного сообщения на своей территории.
Но регионы оказались не готовы возмещать выпадающие расходы операторов перевозок. И считают счета, выставляемые железнодорожниками, завышенными.
На заседании областного правительства первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев уточнил:
- Мы не собираемся платить за перевозку воздуха. Есть определенная категория льготников – они посчитаны. Потому перекладывать все убытки на плечи властей Челябинской области – считаем некорректным».
По словам Олега Грачева, по расчетам их финансовых специалистов тарифы РЖД завышены в несколько раз.
Чтобы электрички не исчезли совсем, в министерстве экономического развития предлагают разработать и принять федеральный закон о регулярном пассажирском железнодорожном транспортном сообщении и закрепить в нём источники финансирования из федерального бюджета. Однако регионы при этом будут обязаны финансировать студентов.
Минфин планирует с 2013 года убрать федеральную составляющую.
Может статься, что, получив на шею «студентов», большинство регионов льготы для них уберут.