Приобрести квадратные метры в новостройках на окраине Челябинска, а то и за его пределами, дешевле в среднем на 150–200 тыс. рублей, чем в старых районах.
Всего в столице Южного Урала до 1 июля 2017 года планируют возвести 1,4 млн. кв. метров жилья эконом–класса в рамках госпрограммы «Жильё для российской семьи», которое будет реализовываться на 20% ниже рыночной. Но за привлекательную цену новосёлы получают только жильё. За инфраструктуру приходится бороться. И борьба часто длится не один год.
Первую школу в микрорайоне «Парковый», согласно генплану, должны были открыть ещё в 2013 году. По заявлению министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, «если в 2015 году начнем строить, то, может быть, к концу 2016 года закончим». Пока открыли только детский садик, правда, для этого потребовалось вмешательство администрации президента.
Жители микрорайонов посёлка Западный («Залесье», «Белый хутор», «Холмс», «Просторы», «Женева», «Вишневая горка», «Западный 2» и др.), которые расположены за городской чертой – в Сосновском районе, с помощью прокуратуры через суд добились создания офиса врача общей практики. Однако чиновники предупреждают, что процесс это не быстрый.
«Вишнёвая горка» отрегулирует 03
Несчастный случай в Вишнёвой горке, когда 64–летний сотрудник охранного агентства умер от сердечного приступа, не дождавшись «скорой помощи», поднял серьёзные проблемы.
Ближайшая станция «скорой» находится в 13 км, если бы машину могли отправить с неё, то медики оказалась на месте не ранее, чем через 20–25 минут. Вызов был переадресован на станцию в Кременкуле, которая обслуживает данную часть Сосновского района. «Скорую» ждали около 40 минут. После того, как единственная машина освободилась с предыдущего вызова, сразу отправились в новый микрорайон, но спасть было уже некого.
Это трагедия заставили власти задуматься над реализацией единой диспетчерской службы «скорой» в агломерации. Диспетчер любой станции на мониторе компьютера видит все машины скорой в режиме реального времени, но распоряжаться может только автомобилями своей станции.
Однако есть опасение, что и эта мера окажется недостаточной. Кому–то всё равно придется ждать, отмечают врачи службы «03». Чтобы помощь приходила во время нужно увеличить число карет скорой и создавать подстанции в новых микрорайонах. Но и здесь не всё так просто.
Существуют нормативы, на 10 000 жителей одна бригада, на 100 000 жителей одна станция. Число зарегистрированных жителей зачастую меньше, чем реально проживающих, особенно это касается загородных жилых комплексов. Пока чиновники думают, как изменить ситуацию, жители ждут: кто готов платить вызывают частную «скорую», кто не готов – бесплатную.
Не менее актуальна проблема всех новых микрорайонов – это транспортная доступность. Позволить личное авто может себе не каждый.
Езжу, как хочу
Частные перевозчики часто работают только так, как выгодно им. Например, жители микрорайонов, расположенных в посёлке Западный, не первый год отмечают нестабильную работу маршрутного такси №136. В июле частный перевозчик, обслуживающий этот маршрут, самовольно установил завышенную цену, пользуясь отсутствием конкуренции. После массовых жалоб пассажиров и привлечения к проблеме СМИ, цену вернули, однако перевозчик заявил о расторжении договора. Жители микрорайонов решили бороться за транспорт сообща. Инициативная группа ведет диалог с чиновниками.
Дураки и дороги
«Главная проблема, что от момента получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, до официально принятия дорог может пройти ни один месяц. Например, к домам по ул.Просторная №№46–52 ведет единственная дорога – грунтовая, длиной около 1 км. В межсезонье проехать можно разве что на танке. Зимой, похоже, чистить её никто не будет. Даже в Министерстве (Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области – примечание автора) не могут ответить, кто отвечает за дорогу: администрация Сосновского района перекладывает ответственность на застройщика, застройщик – на администрацию.
На кольце перед «Белым хутором» посередине дороги стоит столб. Транспорт по таким дорогам пускать никто не разрешит. Но жители этот вопрос так оставлять не намерены. Ответственного всё равно найдём», – рассказала корреспонденту «АиФ–Челябинск» представитель инициативной группы Елена Бабич.
Активистам уже удалось добиться небольшого улучшения в транспортном обслуживании. До микрорайона «Залесье» продлили ещё один маршрут.
С 18 октября власти сдержали своё обещание, в «Парковый 2» начали курсировать маршрутные такси №50 и №53. Но в дневное и вечернее время, когда есть поток пассажиров, меньше некоторые водители отказываются ехать в новый микрорайон.
Жители микрорайонов распложенных на Краснопольском проспекте засыпали властей жалобами на работу муниципального транспорта.
Муниципальный транспорт аутсайдер?
«Мы не отказываемся от пассажиров, но, к сожалению, состояние дорог, отсутствие оборудованных остановок и разворотных площадок в новых микрорайонах не дает возможности продлить туда наши маршруты. Это небезопасно для пассажиров», – прокомментировал позицию предприятия по обслуживанию новых микрорайонов директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский. Именно по этой причине до ноября отложили продление автобусного маршрута №71 в «Парковый 2».
Обещанного трамвая пока не будет, как сообщили в городском управлении транспорта, на сегодняшний день не удается найти инвестора.
Отнять у одних и отдать другим
С 16 октября трассу движения маршрутов автобуса №15/16 перенесли на Краснопольский проспект, время в пути увеличилось почти на 20 минут, а жители микрорайона №51, как они сами считают, оказались в транспортной блокаде.
Пишет пользователь Стас на сайте МУП «ЧАТ» (Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены – прим. ред.) « 51 МКР. ОСТАЛСЯ БЕЗ ТРАНСПОРТНОЙ СВЯЗИ С ГОРОДОМ!!!!
Уважаемое руководство муп «Челябавтотранс» от имени жителей 51мкр. прошу вас пересмотреть маршрут 15,16 автобуса. У мкр. парковый есть возможность добраться на ЧМЗ на маршрутке без пересадки, увы у нас отсутствие этих маршрутов вызывает колапс. мы не можем уехать не только на ЧМЗ, но и до северо запада мы не можем добраться. а до Краснопольского пр–та мы добраться не можем в связи с отсутствием тротуара».
Жители этого микрорайона уже восемь дней подряд не прекращают оставлять жалобы на сайте предприятия. Не очень обрадовались такому крюку и жители посёлка Шагол.
«Не понимаю, зачем автобус пустили ещё и по Краснопольскому проспекту? Там на него никто не обращает внимания, даже не подходят спросить, куда едет. Люди ждут маршрутки, к ним привыкли. Ещё и времени много теряется на и без того длинном маршруте» – пишет пользователь Наталья на сайте МУП «ЧАТ»( Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены – прим.ред.).
Как рассказал корреспонденту «АиФ–Челябинск» заместитель директора по организации перевозок МУП «ЧАТ» Роман Обласов:
«Вопрос по обслуживанию остановки «51–й микрорайон» прорабатывается. Однозначно ответить на вопрос будет ли это снова маршрут №15/16 или какой–то другой, я пока не могу, но мы разрешим этот вопрос в ближайшее время».
Напомним, что по Краснопольскому проспекту уже была попытка запуска автобусного маршрута №23 «Автобусный парк – Областная больница», однако эксперимент длившейся почти полгода провалился. Маршрут вернули на прежнюю трассу.
И без того сложную ситуацию усугубили сотрудники ГИБДД, как сообщают челябинцы в социальных сетях на выезде из Чурилово инспекторы проверяли маршрутные такси на перегруз. Если в микроавтобусе пассажиров было больше, чем разрешено к перевозке, лишних высаживали.
Есть мнение
Совё мнение о транспортной доступности и её организации высказал руководитель сайта marshrutka74.ru Денис Джафаров.
«Покупая квартиру в новых микрорайонах, нужно четко представлять, как добираться до места работы или учёбы. Ориентироваться на те маршруты, которые уже есть и быть готовым к тому, что длительное время придется ездить с пересадками. Власти обязаны обеспечивать транспортное обслуживание населения и новые микрорайоны не исключение. Вариантов здесь много, это проведение конкурса на новый маршрут, в котором участие может принять и муниципальный перевозчик, и продление уже существующих маршрутов при согласии перевозчика, до проведения конкурсов заключить временный договор».
Джафаров отметил, что частично облегчить транспортную ситуацию в новых микрорайонах, там, где муниципальный транспорт уже есть, могло бы введение проездного на 90 минут, который бы давал пассажиру возможность совершать бесплатную пересадку на любой вид транспорта. Виновниками того, что пассажиров высаживают, Джафаров считает чиновников.
«Это проблема не вчера появилась. Управление транспорта должно отслеживать число пассажиров, и это не моя выдумка, эти нормы прописаны в положении об управлении транспорта. Исходя из числа пассажиров, власти должны предложить перевозчику добавить количество машин или поставить более вместительный транспорт. Если перевозчик не согласиться – расторгать договор». Джафаров предложил пассажирам переполненных маршруток не молчать, а обращать внимание властей на проблемы, к обращениям прикреплять фото и видео, указывать интервалы между машинами.
Властям уже сейчас стоит заинтересоваться разницей в сроках между сдачей домов и дорог, строящихся в разных районах. Если транспортные магистрали в новых микрорайонах будут появляться с той же скоростью, что и дома – то хотя бы транспортного коллапса можно будет избежать.