Примерное время чтения: 7 минут
1612

Выжить на окраине. Почему новые микрорайоны города плохо пригодны для жизни

АиФ-Челябинск №45 05/11/2015
"Поиграем в блинчики?" Чурилово, 2013. Целый год у детей на 2-й Эльтонской улице вместо игровой площадки был залитый дождями котлован / фото Александра Фирсова / АиФ

Почему строители сдают жилые кварталы, где нет ни школ, ни магазинов, ни поликлиник?

Программа минимум

«Панельки» на окраинах челябинцы выбирают из-за доступной цены. Двухкомнатная квартира там по сравнению с новостройкой на Братьев Кашириных, где хорошо развитая инфраструктура, в среднем на 300-400 тысяч рублей дешевле.

«90% наших клиентов не отпугивает это жильё, - рассказывает Ольга РУБАН, специалист центра недвижимости «Форум». - Их привлекают дома с современными коммуникациями и новой инфраструктурой, пусть она и появится чуть позже. Такие сделки более прозрачны, чем на вторичном рынке. А в школы детей и так предпочитают пристраивать в какие-то специализированные».

Согласно нормативам градостроительного проектирования Челябинска на каждую тысячу жителей микрорайон должен иметь 145 мест в школе и 60 - в детских садах. За четыре года в Парковый заселилось 40 тысяч человек. В их распоряжении три детсада (последний ввели в строй на днях), в то время как проект предполагает десять. Школы нет ни одной.

«При заселении сообщили, что школа откроется в 2013 году, теперь обещают в 2016-м, - говорит Дмитрий ГРИГОРЧИК, активист микрорайона. - В садиках мест не хватает, вожу ребёнка за несколько километров. Минимальный набор чувствуется во всём: по одной качели во дворе, деревьев рядом нет. Приходится самим складываться и заниматься благоустройством».

Элитная деревня

Получить качественную медицинскую помощь в новых микрорайонах также невозможно. Население прикреплено к поликлиникам в других районах, где и без них очереди. Даже кабинет врача общей практики в Парковом открыть не могут: нет нужного помещения. Родители из Чурилово жалуются, как сложно записать детей к узкому специалисту. Внимание к этой проблеме привлекла трагедия в посёлке Вишнёвая Горка на берегу Шершней. «Скорая помощь» ехала к мужчине с сердечным приступом 40 минут вместо положенных 20, он скончался до приезда медиков. За несколько месяцев до этого подобный случай произошёл в соседнем микрорайоне. В итоге прокуратура потребовала от Сосновского райсуда обязать чиновников организовать медучреждение на территории микрорайонов Просторы, Белый Хутор и Залесье (Вишнёвая Горка находится там же. - Ред.). Свыше тысячи их жителей сейчас обслуживают медики из Кременкуля, находящиеся за шесть километров от посёлков.

Поэтому жители ещё не обустроенных микрорайонов не торопятся прописываться «в чистом поле». «Народу в элитных посёлках Сосновского района проживает много, а прописанных душ - ничтожно мало. Отсюда и беды. Норматив «скорых», пожарных машин, полицейских, социальных работников и прочих нужных сервисов определяется по стандартам в соответствии с количеством нуждающихся в обслуживании граждан, причём зарегистрированных на территории, платящих налоги, состоящих на воинском учёте. (На 10 тысяч жителей полагается одна бригада скорой помощи, на 100 тысяч - станция скорой помощи. - Ред.) Но обитатели шершнёвских посёлков, а это в основном люди зажиточные, не хотят лечиться в деревенских поликлиниках и детей отдавать в сельские детсады и школы, а хотят всё это иметь в Челябинске», - констатирует блогер termit_a.

Отрезанные от мира

Заселение в новые микрорайоны начинается ещё до завершения строительства. Пока новосёлы Паркового-2 пробираются по грязи и ухабам, жители Чурилова констатируют, что грейдирования проспекта Давыдова, связывающего их микрорайон с ЧТЗ, хватает от силы на две-три недели. Даже частные перевозчики отказываются ездить по бездорожью. Так, к домам на улице Просторной в микрорайоне Белый Хутор ведёт единственная дорога - грунтовая длиной около километра. По словам Елены Бабич, представителя инициативной группы, в межсезонье проехать по ней можно разве что на танке. Зимой, похоже, чистить её не будут.

При этом в министерстве дорожного хозяйства и транспорта области затрудняются сказать, кто отвечает за дорогу: администрация Сосновского района перекладывает ответственность на застройщика, а он - на чиновников. Проблематично уехать и из Паркового-2. Только с середины октября там начали курсировать два маршрутных такси, но днём и после вечернего часа пик водители отказываются туда ехать.

Жители домов на Краснопольском проспекте засыпали власти жалобами на работу автобусов.

«Мы не отказываемся от пассажиров, но, к сожалению, состояние дорог, отсутствие оборудованных остановок и разворотных площадок в новых микрорайонах не даёт возможности продлить туда наши маршруты, - заявил директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард МАХОВСКИЙ. - Это небезопасно для пассажиров».

Точка зрения

Алиса ЮСУПОВА, архитектор:

«В принципе весь Челябинск - это огромный типовой микрорайон. В новых микрорайонах полупустые дворы без зелени с убогими игровыми площадками для детей и максимум баскетбольным полем. Чем заниматься детям постарше? Пить пиво и сидеть на лавочке? Нет ни велодорожек, ни интересных рекреационных зон, ни учреждений культуры. В такой среде соседи минимально взаимодействуют между собой.

Парковки - это отдельная боль. Минимум, которым архитектор обязан обеспечить микрорайон, - 25% парковочных мест от общего показателя автомобилизации (на тысячу жителей должно быть 450 машино-мест). Но если для каждого авто выделить отдельное место, дворы превратятся в парковки перед «Ашаном». Горожан нужно пересаживать на общественный транспорт, а не в маршрутки, которые дегуманизируют пассажира. Когда люди смогут с комфортом передвигаться в городском транспорте, необходимость в покупке автомобиля отпадёт.

А следом за ней - и необходимость в парковке. Но это всё мечты».

Комментарий

Денис ДЖАФАРОВ, руководитель сайта marshrutka74.ru:

«Покупая квартиру в новых микрорайонах, нужно чётко представлять, как добираться до места работы или учёбы, и быть готовым к тому, что длительное время придётся ездить с пересадками. По уму,  чиновники должны отслеживать число пассажиров, и новые микрорайоны не исключение. Вариантов решения проблемы много. Это проведение конкурса на новый маршрут, поучаствовать в котором может муниципальный перевозчик, и продление уже существующих маршрутов при согласии перевозчика. Частично облегчить транспортную ситуацию там, где муниципальный транспорт уже есть, могло бы введение «Проездного на 90 минут». После активации такой карты пассажир может совершать неограниченное количество пересадок в общественном транспорте в течение полутора часов. Подобная практика уже существует в Магнитогорске».

Прогноз

Андрей БОДРЯГИН, председатель комитета по градостроительству и вопросам строительной отрасли ЧРО «Опора России»:

«По нормам ввод объектов должен вестись параллельно. Часть инженерной, дорожная и социальная инфраструктуры финансируются за счёт бюджета. Однако иногда застройщик для успешных продаж берёт эти функции на себя, в последующем продавая детские сады и школы муниципалитету или частным лицам. Строительства детского сада обходится в 60-100 млн рублей, школы - около 200 млн.

Оправдываясь, власть ссылается на дефицит бюджета, ибо зачастую возведение новых микрорайонов в него не закладывается. А денег в казне не хватает из-за маленьких налогов. Строительная отрасль из-за низкой прибыли отдаёт в бюджет копейки. Государство должно прекратить возводить дешёвое жильё низкого качества, а предлагать качественные доступные квартиры, которые пользовались бы спросом за счёт низких процентов по ипотеке».

Цифры

  • В регионе введено жилья в эксплуатацию в 2014 году - 2 001 996 кв. м.
  • Ввод жилья за 9 месяцев 2015 года - 1 162 068 кв. м (на 7,4% меньше, чем за аналогичный период 2014-го).
  • Средняя фактическая стоимость 1 кв. м жилья по области (январь-август) - 29 203 руб.
  • Средняя цена 1 кв. м в Челябинске - 43 800 руб.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах