Жители села Париж Нагайбакского района, чьи дома пострадали от наводнения в августе 2013 года, до сих пор продолжают войну с чиновниками по выплате компенсаций.
На очередной сельский сход в четверг, 3 июля, пришли более 150 парижан, рассказали АиФ-Челябинск члены профсоюза «Содружество». Южноуральцы жаловались на несправедливые выплаты после наводнения, отмечая, что ущерб от стихии намного превысил сумму полученных компенсаций.
«Четыре раза ко мне приходила комиссия, описывать пострадавшее имущество. Я просил их учесть то, что кроме дома водой были разрушены баня и сарай, в надворных настройках пропали все запасы, — рассказал на встрече пенсионер Парижа. — А они сказали, что им не велено это делать».
Сельчане говорят, что из-за неправильно составленных актов, по которым они получили маленькие компенсации, теперь жителям приходится влезать в долги, чтобы поправить свое хозяйство.
В приемной уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Севастьянова АиФ-Челябинск подтвердили, что ситуация в Париже действительно напряженная. Во-первых, вода из многих домов парижан не ушла до сих пор. Это связано с тектоническим строением пород, а также тем, что местность там, еще до прихода большой воды, была болотистая. Местные чиновники периодически заказывают специальное оборудование из Магнитогорска для отсоса воды, но до жителей частных домов такая помощь не доходит.
Кроме того, южноуральские чиновники, по данным омбудсмена, действительно допустили ошибки при расчете компенсаций. Как рассказала АиФ-Челябинск пресс-секретарь омбудсмена Жанна Чубенко, министерство социальных отношений Челябинской области, не имея на то полномочий, в прошлом году выпустило рекомендацию о том, чтобы компенсации выплачивались не на домовладение, а семье. То есть, если у семьи от наводнения пострадало несколько домовладений, то они получат такие же деньги, как если бы дом был только один.
Удивительно, что рекомендацией минсоца воспользовались только власти Нагайбакского района. (Нарушения ведомства вскрылись еще при бывшем губернаторе Челябинской области Михаиле Юревиче. Тогда же свой пост, кстати, и покинула бывший министр социальных отношений региона Лариса Мошкова).
Однако это не единственное нарушение, которое допустили власти территорий Южного Урала, пострадавших тогда от паводка. Так, например, чиновники вместо того, чтобы самостоятельно оформлять все документы, заставляли заниматься этим пострадавших. В результате, пока люди собрали все бумаги, чиновники уже отправили материалы по наводнению федералам. В итоге денег на компенсации хватило не всем. Еще одна проблема, с которой столкнулись южноуральцы прошлым августом, — это то, что не все из них имели регистрацию по месту жительства, которая была необходима для возмещения ущерба.
«Жаловаться на то, что им недоплатили по 600 тысяч и больше, может каждый пострадавший от наводнения, — отмечает Чубенко. — Но согласно распоряжению Правительства РФ жертвам стихии причиталось по 100 тысяч из федерального бюджета за нанесенный вред домовладению и до 50 тысяч рублей из областного — за потерю имущества (порчу мебели, техники). Кроме того, среди жителей была распределена гуманитарная помощь, которую собрали южноуральцы».
Сейчас Алексей Севастьянов рекомендует жертвам паводка нанимать независимых экспертов для оценки ущерба от стихии и обращаться в суд. Только так южноуральцы смогут получить дополнительные компенсации за потерю запасенных продуктов питания, сенозаготовок, бани, автомобиля и другого имущества. По словам омбудсмена, подобные прецеденты в Челябинской области уже есть, например, в соседнем селе Фершампенуаз. А если парижане недовольны местными чиновниками — им следует обращаться в прокуратуру.
Напомним, в ноябре 2013 года уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов представил доклад главе региона о массовых нарушениях прав жителей Карталинского, Варненского, Кизильского и Нагайбакского районов, чьи дома пострадали от летнего паводка. Тогда Михаил Юревич поручил главе регионального минстроя Виктору Тупикину исправить ошибки.
Добавим, что в результате ливневых дождей в августе 2013 года уровень воды в реках на юге Челябинской области превысил допустимый максимум, и вода хлынула на улицы сел и деревень. Пострадавшими были признаны 7 тысяч 782 человека и 2 тысячи 315 домов в шести муниципалитетах области: Карталинском, Кизильском, Нагайбакском, Агаповском, Верхнеуральском и Варненском районах. Ущерб от потопа составил около 2,5 млрд рублей. Правительство РФ выделило на помощь пострадавшим 500 млн рублей.