Примерное время чтения: 8 минут
1050

«Голос Приуралья»: о чем писали челябинские газеты сто лет назад?

Догадались

«10 сентября во время начавшегося дождя происходила поливка Уфимской улицы. И догадливый же у нас народ!».

 

Фото из группы «Старый Челябинск» / vk.com/stariy_chelyabinsk

Чтобы оценить всю иронию автора этой короткой, в полтора десятка слов заметки, нужно представить, как выглядела тогда улица Уфимская, которая теперь носит имя Кирова. Естественно, ни о каком асфальте и речи быть не могло, а булыжная мостовая пролегала только по центру – для колесного транспорта.

Жарким летом на улице некуда было скрыться от пыли: ноги пешеходов, колеса экипажей и копыта лошадей поднимали ее выше голов. Боролись с этим одним способом – поливкой улицы. Сейчас трудно с точностью установить, отвечала ли за это городская управа или каждый домовладелец следил за своим участком самостоятельно. В том же «Голосе Приуралья» в течение лета весьма часто встречались заметки о том, что полив в нужное время не производится. В зной заняться этим было некому, а вот в дождь – самое время.

К освещению города

«Последние ненастные ночи город тонул во мраке, и ни один фонарь не горел, так как по календарю городской управы, несмотря на проливной дождь, должна была светить луна».

 

Еще одной проблемой не слишком крупного провинциального города было уличное освещение. В те годы в Челябинске насчитывалось около полусотни керосиновых и электрических фонарей, расположенных на центральных улицах и на ведущем к вокзалу шоссе. Расходы на уличное освещение несла городская управа, и расходы немалые: требовалось нанимать несколько фонарщиков, закупать керосин, платить электрической станции.

Поэтому фонари работали строго в определенные часы по заранее утвержденному расписанию. Такой график составлялся с учетом предполагаемых метеоусловий, времени года, фаз луны и т. п. Конечно, предсказать погоду на несколько месяцев вперед с достаточной точностью невозможно и в наше время, и потому часто происходило то, что описано в данной заметке: прогноз на лунные ночи не оправдался, а «лишнее» освещение не было предусмотрено.

Вниманию почтенной публики

«Электротеатр ЛЮКС. 3, 4 и 5 апреля пройдет роскошная жизненная драма Полудева в 3-х частях. Длина картины 1500 метров».

Подобные рекламные объявления-афиши можно было встретить практически в любом номере «Голоса Приуралья». Но не ошибся ли автор при ее составлении, почему указана длина картины, а не продолжительность в минутах, как мы привыкли? Тем, кто когда-либо интересовался историей кинематографа, известно, что первые картины длились около минуты, потому что камера могла записать, а проектор воспроизвести лишь 15-20 метров кинопленки. Через пару десятков лет технология съемки заметно усовершенствовалась, синематографы и электротеатры стали распространенным явлением (в 1912 году в Челябинске по разным данным их было от 3 до 7).

Демонстрировались как длинные «жизненные драмы», так и более короткие «роскошные виды» различных природных красот, документальные съемки и комедийные картины. Увеличилась и продолжительность киносеансов – средняя длина пленки составляла 800 метров, что обеспечивало зрителям около 40 минут удовольствия. А поскольку единого стандарта по количеству кадров в секунду тогда не существовало, один и тот же фильм могли «крутить» с разной скоростью, отчего продолжительность изменялась соответствующим образом. В таких условиях зрителям легче было ориентироваться именно по длине картины в метрах, которую и указывали на афишах.

В театре

«Несмотря на аншлаги и устройство уборной, дамы упорно не хотят снимать своих шляп. Впрочем, не только посторонние, но артистки и жены артистов не хотят подчиняться совету старшин. Неужели только шумом и криком можно выполнять вполне справедливые требования публики из задних рядов?».

 

Фото из группы «Старый Челябинск» / vk.com/stariy_chelyabinsk

Чтобы понять негодование тех, кто в театре оказался позади нарядно одетой дамы, нужно обратиться к моде начала ХХ века. Ни одна уважающая себя женщина или девушка не появилась бы в обществе без шляпы и перчаток. А модные веяния того времени предписывали носить головные уборы с широкими полями и украшениями из пышных перьев.

Нарядная дамская шляпка, какую стоило надеть в театр, представляла собой довольно громоздкое сооружение из соломки, конского волоса, искусственных цветов и лент. Этот аксессуар не только оберегал прическу, но и демонстрировал достаток и вкус хозяйки. А потому жалобы с дальних рядов, что «красота» загораживает основное зрелище, дамы игнорировали, и это нередко приводило к скандалам.

Чудеса медицины

«Директор хирургической университетской клиники в Лейпциге профессор Пайр имел под своим наблюдением одного идиота. Профессор взял гланду от здорового ребенка и привил ее к идиоту. После этого у мальчика стали проявляться признаки выздоровления и в течение месяца он излечился совершенно. Медицинские журналы придают операции огромное значение».

Эта заметка располагалась в городской газете в особом отделе «Смесь», куда перепечатывались интересные материалы из столичных или зарубежных изданий. Сейчас такая история может сойти в лучшем случае за анекдот, но в начале ХХ века в возможности едва зародившейся трансплантологии верили безоговорочно.

То и дело появлялись отчеты об успешных операциях на людях и животных, в результате которых излечивались самые опасные болезни и достигалось вожделенное омоложение организма. Сообщения поступали в большинстве своём из-за границы, и трудно сказать, насколько верили им наши предки. Современная же официальная медицина относит первую успешную пересадку органа от человека к человеку лишь к 30-м годам прошлого века.

На дорогах

«22 июня вступает в силу составленное челябинской городской думой и изданное господином оренбургским губернатором обязательное постановление о порядке езды на велосипедах, мотоциклетах и автомобилях по Челябинску».

 

Фото из группы «Старый Челябинск» / vk.com/stariy_chelyabinsk

Этот официальный документ был опубликован в одном из номеров городской газеты за 1913 год. Увеличившееся к этому времени количество частного колёсного транспорта заставило городскую управу выработать особые правила для его владельцев. Езда разрешалась «во всякое время, по всем улицам и площадям города лицам, получившим билет и нумерной знак из городской управы». Каждый водитель, вне зависимости от того, было ли у его железного коня 2 или 4 колеса, должен был подтвердить перед специальной комиссией своё умение управляться с машиной, и лишь тогда получал необходимые документы на один год. Запрещалось по городу ездить быстрее лошадиной рыси, а велосипедистам в случае беспокойства лошадей предписывалось «умерить ход или сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой».

Наша короткая экскурсия подошла к концу, не охватив и десятой части тех событий, проблем и казусов, которые составляли повседневную жизнь челябинцев 100 лет назад. Для тех, кто пожелает путешествовать дальше, на сайте челябинского краеведческого музея собран архив номеров «Голоса Приуралья» за 1912-1913 годы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах