Могилы, как горячие пирожки – влет идут в любую эпоху. Похоронный бизнес был и остается самым стабильным и прибыльным делом.
Факты | |
---|---|
Город мертвых в Копейске и город живых практически сравнялись по численности (население города 136 тысяч человек). Только одно из семи городских кладбищ практически в два раза больше по территории, чем Ватикан. Кладбище – монстр маленького городка – 80 гектаров. Огромные территории копейских погостов обусловлены и протяженностью города раскинувшегося, на 358 квадратных километров, благодаря городским поселкам, образовавшимся вокруг строящихся в советское время шахт, и конечно же, приросту населения. Самый значительный совпадает с кампанией раскулачивания в 1930 г. и переселением немцев в 1941 г. в статусе трудармейцев. В Копейске нет забытых могил. |
В свое время на полях скорби и покоя и внутри похоронной мафии шли нешуточные бои. Одни братки «таинственно» исчезали – другие «рулили» погостами.
Сегодня отрасль, долгие годы считавшаяся одной из самых криминальных, становится все более цивилизованной. О борьбе за чистоту и порядок на кладбищах теперь говорят чаще, чем о разборках. Правда, дележ заупокойных гектаров все еще имеет место быть – вот только игроки поменялись. Муниципалы мечтают о госмонополии на кладбища, предприниматели настойчиво напоминают о пользе здоровой конкуренции.
Кладбищенский тандем
Пока ФАС возмущается, а законотворцы думают, в провинции, в Челябинской области, МКП «Ритуальные услуги» и «ИП Похвалин» пришли к согласию – за семью кладбищами Копейска ухаживают вместе. У них в свое время тоже был традиционный конфликт интересов.
Еще десятилетие назад они были «заклятыми врагами»: директор-муниципал Александр Лейкер с горечью рассказывал, как частники отбирают у них всех клиентов, лишая заработка, а частник Вячеслав Похвалин ворчал, что не может предоставить весь спектр ритуальных услуг – городские власти перекрывают дорогу на погост.
От кризиса спас рынок, все расставил по своим местам. Сегодня городские коммунальщики, поменяв свою организационно-правовую форму, так и остались дотационными, а в условиях рыночных отношений стремительно продолжают терять клиентов, что тут говорить о средствах на благоустройство погостов.
А у частного ритуального предприятия выросло количество и качество услуг. Разумеется, цены на них договорные, но именно это позволяет не только работать с прибылью, но и обеспечить заведомо убыточные услуги, так сказать, взять на себя некоторую социальную нагрузку.
«Ежеквартально нам выделяется не более 100 тысяч, рассказывает директор МКП «Ритуальные услуги» Александр Лейкер, - в год это 400 тысяч, а надо по самым скромным подсчетам не менее двух миллионов.
«Вандалы разгромили 5 лет назад 126 памятников, восстанавливали всем миром и мы, и родственники, и частный предприниматель Похвалин», - рассказывает муниципал Лейкер. Сегодня вместе государственное казенное предприятие и частный бизнес облагораживают новый участок в три гектара выделенный под захоронения мусульманской общины. Кстати, и Лейкер, и Похвалин оба с шахтерским прошлым. Возможно, подземный стаж стал основой кладбищенскому тандему.
«У меня одна Родина…»
«Как говорится, хреновый мир…», - смеясь, пытается объяснить почти уже десятилетнюю дружбу с муниципалами Вячеслав Похвалин. И серьезно добавляет: «У меня нет другой родины!».
20 лет назад, в период реструктуризации угольной отрасли, когда тысячи копейских грозов и проходчиков остались без работы, бывший шахтер Похвалин сам колотил гробы и вязал венки. Сегодня он предоставляет все виды ритуальных услуг и отдает долг Малой Родине. На свои кровные два миллиона отремонтировал помещения морга, на свои же асфальтирует кладбища и вывозит мусор.
На городских кладбищах работают частные, похвалинские тракторы и погрузчики. Совсем недавно Похвалин снова положил асфальт, но уже на новых участках злоказовского кладбища – 600 тысяч, как с куста. Где уж муниципалам при их 100 тысячах в квартал, асфальтировать и отсыпать аллеи.
Этой весной 700 кубов мусора вывез. Да придумал заупокойную инновацию – раздает Вячеслав Похвалин у ворот кладбищ мешки для мусора, вот только арифметика выходит не очень культурная – из 1000 пакетов к выходу принесли лишь 45.
«Ямы и овраги на старых кладбищах выравниваем, - говорит Похвалин, – дефицит мест у нас налицо». Не так давно, не веря особо в легализацию частных кладбищ, вышел частник на администрацию города с инициативой взяться всем вместе за строительство нового погоста, который решит проблему на 50 лет вперед. Он, Похвалин, конечно и выгоду свою видит, но готов вложиться и в проект, и в обустройство.
Откуда родом бескорыстие?
«Мне друзья в свое время советовали телохранителя нанять», - скупо рассказывает о 90-х Похвалин. Когда Вячеслав Евгеньевич арендовал свой первый ритуальный зал, в областном центре положили – перестреляли кучу его коллег пытавшихся заняться ритуальным делом. Как выжил мастер добычного участка среди криминальных авторитетов и несовершенного законодательства? Зал видео
В кабинете похоронного босса Похвалина на стенах не висят президенты – черно белый портрет деда, Героя Советского Союза Василия Похвалина.
Из наградного листа на В.А.Похвалина | |
---|---|
«В период форсирования реки Днепр и боев на правом берегу находился в боевых порядках батальона и личным примером мужества и отваги увлекал бойцов на разгром врага. 4.10.1943 г. был убит командир роты. Тов. Похвалин принял на себя командование ротой, поднял роту в атаку и отбросил контратакующего противника». Может, в корнях похвалинских секрет? |
Бюст деда стоит в городском сквере. Внук ставит кресты безродным. Похвалин хоронит отказников и неизвестных в некоторой степени себе в убыток. 5200 выделяет государство на «социальные похороны» из них 4600 – только копка могилы, а ведь покойника нужно на что-то помыть, в гроб положить, перевезти. Реально стоимость таких похорон составляет 7 тысяч.
Лет 10 назад муниципальное предприятие, чтобы хоть как-то сократить расходы, хоронило брошенных мертвецов в траншее – Похвалин роет могилу каждому. У него в бумагах все четко, номер безымянного захоронения, и кто ответственный за выполнение работ. «Да, мы взяли на себя ношу, но как бы там ни было, каждый должен быть достойно захоронен», - говорит Похвалин.
В этой кладбищенской команде есть и третий. Пенсионер Виктор Дегтярев ни с мэрией, ни с бизнесом ничего общего не имеет. Вот уже восемь лет за символическую плату он помогает на кладбище немощным бабулям. Кому памятник поправит, кому оградку выкрасит, кому траву скосит. «Такой трудяга, каких не бывает, - оценивает совсем индивидуального своего помощника директор МКП «Ритуальные услуги» Александр Лейкер.
Виктор Васильевич, к слову сказать, спец не только по благоустройству, но и по местным байкам: знает, где непорядок и где на погосте аномальные зоны. «На одной из аллей мне все время становилось дурно, спросил у бабули, я их тут всех знаю, она и рассказала, что именно в этой точке людей в одну яму навалом клали, по слухам интернированных, не наших немцев», - рассказывает добровольный помощник.
Поправки в закон «О похоронном деле и погребении» разработаны. Никто не отрицает, что похоронный рынок все еще коррумпирован - 250 административных и уголовных дел – тому прямое доказательство. В фаворе – компании, работающие «тесно» с региональными властями. А, может, все не так плохо? Взять хотя бы копейский пример. В столь деликатной сфере и реформы необходимо проводить с особой дипломатией.