Первый шок от свалившегося на наши головы финансового кризиса, кажется, мало-помалу проходит. Не то чтобы жизнь стала налаживаться, просто все - крупные корпорации и малые предприятия, бизнесмены и бюджетники - успели уже привыкнуть к присутствию "незваного гостя". Раз выставить его за дверь пока не получается, каждый пытается освоиться в его присутствии. Что же у кого получается?
Закон сообщающихся сосудов
Едва ли не первой под удар попала сфера досуга. Стоило кризису замаячить на пороге, как посетителей в кафе и ресторанах резко поубавилось. Даже под Новый год официанты скучали в пустых залах. В популярном пивном баре, где обычно не протолкнуться, вечером в пятницу - хоть шаром покати.
По закону сообщающихся сосудов, если где-то убыло, в другом месте прибудет. Раз народ экономнее тратит свои кровные, быть может, это уже ощутила и сфера услуг? И более востребованными становятся мастерские по ремонту одежды и обуви, химчистки? Ведь привести в божеский вид старую вещь дешевле, чем купить новую.
- Нет, ничего в общем-то не изменилось, - говорит директор химчистки Равиль Галимов. - Разве что спортивной и горнолыжной одежды в январе в чистку несли меньше.
Не находит подтверждения наше предположение и в одном из ателье по ремонту и реставрации одежды из меха и кожи. Особого наплыва клиентов тоже не наблюдается, всё как всегда. А что в обувных мастерских?
Мастер по ремонту обуви Михаил Катыхов начинал работать еще в системе КБО и ему есть с чем сравнивать.
- Пожалуй, чаще стали нести старую обувь внешне не самые бедные люди. Вот, говорят, хотели выбросить, да кризис нахлынул - отремонтирую и ещё поношу. В последние годы в мастерские шли меньше, вот лет десять назад - другое дело. Несли все подряд. Но это не обязательно связано с уровнем доходов населения. Может быть, просто точек по ремонту обуви открылось больше, - размышляет Михаил.
И серёжку из ушка
Бытует мнение, что трудные времена - золотая пора для ломбардов. Память подбрасывает сцены из классических романов: бедные старушки, бледные интеллигентные юноши, робеющие барышни, очереди...
- У нас даже клиентская база не изменилась. Плюс-минус полсотни человек в месяц - это не показатель, колебания всегда бывают, - объясняют сотрудницы одного из городских ломбардов. - Даже процент невыкупа залогов не увеличился. Люди дорожат своими вещами и стараются их возвращать. Почему идут в ломбард? Бывает, перехватить взаймы просто не у кого, да и неудобно. А здесь не надо объяснять, зачем тебе деньги. Суммы в основном небольшие - от 500 рублей до 2 тысяч. Чаще всего несут обручальные кольца, серьги, цепочки. В трудную минуту золото всегда выручит. Старенькая бабушка принесла одну-единственную сережку - мы взяли. Больше ей заложить нечего, а деньги нужны, пусть это всего триста с небольшим рублей. Кого-то выручат и 120 рублей за кулончик в 0,4 грамма...
Если что и изменилось, так это риски самих ломбардов, говорят сотрудники. Они выросли. Ведь если материальное положение клиентов станет хуже, за залогами они могут и не прийти.
Работодатель тоже человек
На фоне растущих сокращений и отпусков за свой счет проблемы работодателя мало кого волнуют. Сочувствие уж точно не на его стороне. А между тем его положение ничуть не лучше, чем у его бывших работников. В очередь на биржу занятости он, конечно, не пойдет, но спать спокойно точно перестанет.
Из кресла руководителя кризис видится под иным углом. Владелец достаточно крупной частной компании, невзирая на очень серьезные проблемы в своем бизнесе, считает - кризис поможет решить кадровый вопрос. Грамотных, ответственных работников, увы, мало, при этом многие даже не стремятся к профессиональному росту. Не редкость - прогулы. А хорошую зарплату всем подавай. Уволить же даже самого нерадивого сотрудника очень непросто. Так может, кризис пойдет во благо, смоет эту "пену", надеется директор. Звучит обидно, но - в самую точку. Ведь даже реальная угроза безработицы, по его личным наблюдениям, не научила людей дорожить рабочим местом. На приёме в центре занятости (требовались новые сотрудники) из полусотни человек ни один не принял предложения.
Если кадры ценные, у руководителя опять головная боль: как их не растерять, пока бушует кризис. Он рано или поздно закончится, а с кем прикажете работать?