Однако атмосфера на рабочем месте не всегда оказывается безоблачной, а взаимопонимания с боссом не так легко достигнуть. И если нарекания со стороны начальника так и сыплются в ваш адрес, вы, возможно, стали жертвой такого явления, как прессинг. В своем «несчастье» вы не одиноки – около 58% сотрудников челябинских компаний чувствуют психологическое давление со стороны своего начальства, причем треть из них испытывает на себе прессинг практически каждый день (36%). Примечательно, что большинство работников, ощущая, что их «прессуют», начинают задумываться об увольнении (44%). При этом 22% работников под давлением наоборот активизируется и начинает работать эффективнее. А 17% ставят начальника на место.
Таковы данные опроса, проведенного 1-10 февраля специалистами исследовательского центра компании HeadHunter среди более 700 жителей Челябинска, зарегистрированных на сайте hh.ru.
Примерно треть опрошенных считает, что причина прессинга в том, что начальство, используя давление, пытается самоутвердиться за их счет (31%). Столько же уверены, что прессинг – это атрибут, свойственный любому начальнику (29%). Еще 14% считают, что психологическое давление – это своеобразный способ мотивации сотрудников на работу, 9% объясняют психологическое давление требованиями бизнеса. Среди других вариантов ответа респонденты указывали следующие причины прессинга: шефу не хватает ярких эмоций, он «развлекается» за счет коллектива; начальник хочет освободить место для «протеже» и намеренно выживает сотрудника с работы; руководитель не соответствует своей должности по уровню профессионализма и человеческим качествам - вместо того, чтобы создавать здоровую атмосферу в коллективе, он демотивирует сотрудников.
63% начальников признались, что оказывают психологическое давление на подчиненных. Они объясняют это тем, что на них лежит немалая доля ответственности и прессинг – это лишь следствие необходимости держать все под контролем.
Комментирует Анна Хвостова, директор уральского представительства компании HeadHunter: «Практика показывает, что в конфликтах между начальником и подчиненным в 90% случаев побеждает начальник. Поэтому вам нужно точно определить для себя – хотите ли вы остаться на этой работе или лучше будет уйти. Если вы решили удержаться на рабочем месте, стоит набраться терпения и пересмотреть свое поведение. Для разрешения конфликтной ситуации с начальником можно применить две стратегии. Первая – сделать так, чтобы на время начальник забыл о подчиненном (изменение графика работы, отпуск и так далее). После этой паузы во взаимоотношениях изменить внешний имидж, манеру держаться, здороваться, чтобы начальник подсознательно почувствовал, что произошли какие-то перемены. Вторая – наоборот чаще подходить по разным поводам, демонстрируя деловитость, активность, трудолюбие и повысившуюся лояльность к работе. В этом случае, при претензиях начальника, почему что-то не сделано, нужно забыть про любые оправдания (они только раздражают), а отвечать: «Уже делается». И, естественно, выполнять сказанное. Свои выводы делать кратко, четко, но не навязывать свое мнение. Демонстрация лояльности сгладит конфликт, и вы сможете дальше работать в более комфортных условиях».