Признаемся, что речь идёт не столько о поединке, сколько о гонке, и именно Челябинск выступает в роли догоняющего. Но возможно ли, что когда-нибудь столица Южного Урала сравняется со столицей Уральского федерального округа? А может, осуществится другой сценарий (о нём говорят некоторые экономисты) - два больших города сольются когда-то в один громадный мегаполис?
С Парето не поспоришь?
Почему бы действительно Челябинску не нагнать Екатеринбург? В конце концов, история нашего города уже знала примеры, когда он совершал настоящие рывки в своём развитии. Так случилось в начале XX века, был прорыв и после Великой Оте-чественной (в те годы Челябинск стал настоящим индустриальным центром).
- Увы, мы уступали и будем уступать нашим соседям, - считает директор института экономических исследований и бизнес-образования РОБИС Владимир ПОМЫКАЛОВ. - Там индустриализация началась ещё в XIX веке, а у нас - в середине двадцатого. Там уже заметны тенденции постиндустриального развития, чего у нас не наблюдается. В Екатеринбурге развито интеллектуальное производство, находятся Уральский филиал РАН РФ, весь спектр НИИ, тогда как в Челябинске - лишь отраслевые, проектные институты. Есть, правда, отдел одного из екатеринбургских НИИ, но лишь числится, а на самом деле влачит жалкое существование. История высшего образования у наших соседей началась ещё до революции, когда у нас была только женская прогимназия. И в общекультурном отношении Екатеринбург на целое поколение старше Челябинска. Уже одно то, что мы сравниваем себя с Екатеринбургом, говорит о том, что мы признаём его более высокое положение.
По мнению учёного, следует учесть и так называемый принцип Парето, который гласит, что в любой сфере сохраняется соотношение 80 и 20%. К примеру, в России 80% доходов концентрируются в Москве, тогда как остальные 20% остаются в регионах. То же самое в УрФО, где 80% доходов собирает Екатеринбург. Если же взять Челябинскую область, то здесь 80% приходятся уже на Челябинск, а оставшиеся 20% - на прочие города и районы.
В пользу соседей говорит и тот факт, что там, в столице УрФО, находится резиденция полномочного представителя Президента РФ, а в Челябинске действует лишь федеральный инспектор. Как следствие - более крепкие и надёжные связи с Москвой.
Но, может, различия сойдут на нет, когда два города сольются в единый организм?
- Сомневаюсь в создании такой агломерации, - говорит экономист. - Их и в мире-то немного. Как-то я полчаса летел над Нью-Йорком - представляете размеры? Но и то это были большей частью кварталы одноэтажных домов. Слиться Челябинск и Екатеринбург смогут лишь на уровне кластера. Это будут не какие-то специальные усилия - сама экономика к тому выведет. Хотя пока признаков подобного проекта не вижу. О чём говорить, если даже дорога между двумя городами разбитая! А сравнивать нас с ними надо - это полезно, стимулирует.
По зубам лишь Копейск
Но не следует думать, что по всем позициям мы отстаём от соседей. Есть показатели, по которым Челябинск и Южный Урал впереди.
- По рекреационной сфере, отдыху на природе это Екатеринбургу уже за нами не угнаться, - полагает директор корпорации «Стратум консалтинг» Олег ПЕРМЯКОВ. - И по качеству дорог мы в лидерах. С другой стороны, есть цифры, с которыми не поспоришь. По населению Екатеринбург превосходит нас в 1,5 раза, по объёму потребительских расходов - в 2,5. Если говорить о представительствах других стран, то их у нас вообще нет, а в Екатеринбурге - не менее 18. Конечно, мы развиваемся, но ведь и Екатеринбург не стоит на месте, так что шансов его догнать я не вижу. Но в этом нет никакой беды. Да, по моему мнению, Екатеринбург - более развитый город, зато Челябинск - более комфортный для проживания.
С последним утверждением, кстати, согласны и многие екатеринбуржцы, неизменно отмечающие челябинские широкие улицы, просторные парки прямо в черте города. Но вряд ли и в самом Екатеринбурге найдутся поборники слияния. Одно из главных препятствий - то обстоятельство, что города относятся к разным субъектам Федерации.
- Да и откуда взяться такому притоку населения, чтобы города разрослись подобным образом? - сомневается Олег Пермяков. - В Китае это возможно, но не за счёт рождаемости, как многие думают, а за счёт массового переселения крестьян в города. У нас этот процесс давно прошёл. Челябинску дай бог с Копейском слиться - вот это вполне реальная перспектива. Думаю, всё случится на нашей памяти, в течение ближайших десяти лет.
Лишь бы не пролететь
По мнению специалистов, проявить больший аппетит Челябинску мешает и то, что город никогда не позиционировал себя как центр чего-то большего, чем область. В Екатеринбурге уже в XVIII веке размещалось управление горными заводами, а в 1923 году он стал центром огромной Уральской области. Примечательно, что в двухтомной «Истории Урала», не так давно вышедшей в свет, большинство сведений - о Свердловской области.
- Надо нам избавляться от местечкового сознания, - утверждает челябинский крае-вед Владимир БОЖЕ. - Иначе большие проекты соседи у нас будут просто перехватывать. Важнейшая составляющая здесь - транспорт. В своё время железная дорога сделала Челябинск настоящим крупным городом и лишила этого шанса Троицк и Верхнеуральск. Но урок был забыт - иначе чем объяснить историю с аэропортом?
А вот идея с агломерацией представляется мне абсолютно нерациональной. Расстояние всё-таки приличное, некомфортно будет жить в таком городе-монстре, хотя бы с экологической точки зрения. Всё равно станут спорить, кто является центром, кому достанется больше денег. Уже были примеры.
Когда создали Оренбургскую губернию, в Челябинске многие протестовали, даже духовенство выступило против. Ни к чему такое объединение: оно означает монополию. Куда лучше, если в одном городе одни идеи вызревают, в другом - другие. К чему вообще такая тенденция - один вуз, один город? Чем разнообразнее, тем лучше! У нас собственное своеобразие, которое надо развивать.
Выходит, не догонять Челябинску надо Екатеринбург, а идти своим ходом. И сравнивать себя не только с северным соседом, а со всеми другими городами, которые демонстрируют впечатляющие показатели.