В Киеве вовсе отменили празднование Дня Победы. У нас до такого, к счастью, не доходит, но споры вокруг тех или иных событий не утихают, будь они мировые или местные, южноуральские.
Свой подход к нашему прошлому демонстрирует общественное движение «Суть времени». В чём же особенности разночтений советского периода нашей истории? Не грозит ли и нам киевская сумятица? Почему в Челябинске нельзя ставить памятник Колчаку? Об этом мы беседуем с координатором челябинской ячейки движения Александром ЗАБАЧЁВЫМ.
Страшны не только бандеровцы
- В Челябинске вы на днях провели антибандеровские пикеты. Как оцениваете реакцию южноуральцев на украинские события? Не кажутся ли они слишком далёкими от их повседневных забот?
- Челябинцы в большинстве своём поддерживают наши стремления донести до людей правду о событиях на Украине. О наших пикетах одна из местных телекомпаний рассказала так, что мы боремся против бандеровцев на Южном Урале. Люди могут подумать: они что, совсем идиоты, какие ещё бандеровцы в Челябинской области? А речь-то ведь совсем о другом.
Да, у нас нет, наверное, бандеровцев и напрямую неофашистской угрозы нет. В стране господствует криминальный капитализм, идёт нарастание социально-экономических проблем в области, а это питательная почва для формирования протестных настроений. Есть пятая колонна, которая хотела бы эту напряжённость оформить в реальное противостояние. Опасность существует. В этом мы видим угрозы для нынешней, такой вальяжной, полусонной, но пока мирной жизни. Всё, что происходило и происходит на Украине, - это же «заготовки» для России.
- Вроде бы нынешняя власть понимает все риски.
- Не совсем. Мы поддерживаем власть в том, что она реагирует на последние события, но считаем, что не хватает стратегического, по-настоящему державного ответа. К примеру, идёт телевизионная передача, где даются в целом правильные оценки происходящим событиям на Украине. Но потом сразу реклама, навязывающая стремление к удовольствию, или развлекательный сериал, где вся информация мобилизующего характера обнуляется, понимаете? Получается, несмотря на все грозные слова, курс - на следование западным ценностям. А надо сделать так, чтобы понимание и поддержку людей оформить во что-то реальное, сделать из них граждан, а не потребителей.
Власть вроде бы и хотела бы ответить угрозам, а есть ли у нас чем ответить? Где кадры, которые будут это делать? В XXI веке кадры должны быть высококвалифицированные, так как сейчас идёт не гонка вооружений, а гонка военных технологий. Южноуральские вузы по-прежнему выпускают тысячи инженеров, а применения себе они найти не могут.
Памятник «сапогу»
- Вы проводите акции по сохранению памятников советского периода, объясняя это тем, что речь идёт о нашей истории. Но почему только советского?
- Конечно же, мы за сохранение и дореволюционных памятников. В фокусе внимания у нас советское наследие, потому что оно находится под большей угрозой. Но мы выступаем, например, за спасение старых, дореволюционных построек на улицах Российская, Свободы, Труда. Всё это наша история - пусть неоднозначная, трагическая, но наша.
- Почему же вы тогда выступили против памятника чехословацким легионерам в Челябинске?
- Потому что, если вкратце, чехословацкие легионеры были иностранными солдатами, ступившими военным сапогом на нашу землю. Они сносили власть в городах и сёлах, они лили кровь наших граждан. И им такой помпезный памятник установили! Тогда как памятники героям Гражданской войны преданы забвению.
- Под героями вы подразумеваете красных? То есть вы были бы против, скажем, памятника Колчаку?
- Да, так как Колчак пошёл на сотрудничество с интервентами, которые тогда вторглись в нашу страну. Преступление его не в том, что он был белый, а в том, что взаимодействовал с иностранными захватчиками.
- В последнее время возникла даже мода на всё советское. Может, забвению наследия СССР уже ничего не грозит?
- Да это же просто китч, безвкусица! Приведу в качестве примера рекламу ночного клуба, которую я недавно видел около двух челябинских вузов. Там изображён диджей в виде обезьяны в берете Че Гевары. А подлинное наследие СССР было не в символах, а в другом - работающие и вполне конкурентоспособные предприятия, дворцы культуры, кинотеатры, досугово-развивающие (а не развлекающие) центры, которые можно было модернизировать, улучшать, а не разрушать.
Где эти достижения?
- В Миассе вы к прошлогоднему 9 Мая установили щиты с изображением Сталина. А ведь отношение к нему в обществе неоднозначное.
- Мы не заметили какой-то отрицательной реакции местных жителей. Рекламодатели - да, немного опасались. Вот сейчас хотим и в Челябинске установить - на улице Российской, которая раньше носила имя Сталина. Признаюсь, когда я позвонил с этим предложением в соответствующую фирму, там напряглись. Потом менеджер посмотрела макет с изображением Сталина и перечнем социальных достижений его времени (например, бесплатное здравоохранение, образование) и сказала: «Так это же могут прочитать». Я говорю: «Конечно, пусть читают». И девушка выдала такую фразу: «Но ведь люди могут спросить - а где сейчас все эти достижения?»
- Но разве с именем Сталина не связаны и многие трагедии? Например, если говорить о Челябинске, Золотая гора.
- Знаете, когда в сентябре проводились мероприятия на Золотой горе, прошла официальная информация, что там захоронено более 11 тыс. человек. Мы начали проверять - нет таких данных. А потом нам признались, что цифры были взяты из… Википедии. На самом деле подтверждены данные лишь о 350 погибших и захороненных на Золотой горе.
Конечно, и это трагедия. Но если преступные приказы отдавали отдельные представители власти, они и должны каяться, а не обычные люди.
- Не могу вас тогда не спросить о проекте размещения в Челябинске «Масок скорби» работы Эрнста Неизвестного. Как вы относитесь к этому? Монумент посвящён памяти репрессированных.
- Эти «Маски» хотят поставить на площади Павших революционеров. Для чего? Революционеры и «Маски» - два разных исторических события. Получается, что говорят о примирении, а сами провоцируют раздор! По-моему, самым подходящим местом для «Масок скорби» стала бы та самая Золотая гора.
У нас вообще до сих пор чаще склоняются к раздору, чем к согласию. Опять, не изучив мнение горожан в этом вопросе, некоторые представители мэрии лоббируют установку памятника в центре города, причём, замечу, в исторической его части. Вот недавно были публичные слушания по проекту застройки Алого поля, так там прозвучало: «Если начнёте застраивать, мы вам тут Евромайдан устроим!» Неужели обязательно нужно идти против воли граждан, против исторической целесообразности?
- А каким может быть другой путь?
- Да, например, как во Франции, когда рядом наследие и королей, и революционеров, и Наполеона. Кто мешает нам гордиться наследием всего периода нашей истории? Я уверен, что никто не мешает. И тогда людям, становящимся гражданами, будет дело до всего, и в первую очередь до своей истории, из которой невозможно выкинуть, например, часть длиной в 70 лет, или какую-либо другую часть. Это был бы удар собственным кулаком по своему же подбородку.