Примерное время чтения: 7 минут
187

Город собирают из лоскутков. Правила диктуют деньги, а не архитекторы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ-Челябинск» 29/05/2013
Фото: Александр ФИРСОВ

Челябинская область, 29 мая - АиФ-Челябинск. Наш собеседник - председатель Челябинской региональной организации Союза архитекторов России Сергей Якобюк.

Два часа до Екатеринбурга

- Долгое время Челябинск считался сугубо промышленным городом, хотя основан был как торговый. Как же ему развиваться сейчас?

- Так-то города развиваются в соответствии с генеральным планом, у нас он был принят ещё в 1967 году, но с той поры, конечно, постоянно редактировался. Совершенно изменить характер города не получится - имеем то, что имеем. Не снесёшь ведь всё, и на его месте абсолютно новое не построишь. Так уж сложилось, что Екатеринбург, например, развивался по радиально-кольцевой схеме, а наш город более раскидан. Это организм, который не сломаешь.

А от того, какая концепция выбрана, насколько успешно реализуется, зависит очень многое, в том числе и инвестиционная привлекательность, общее развитие, приток финансов. Поэтому, я считаю, нам нечего гордиться, что в Челябинске квадратный метр жилья стоит меньше, чем в Екатеринбурге: там просто есть возможности для более высокого заработка.

- У нас, получается, есть ошибки в реализации концепции?

- Должна быть внятная градостроительная политика при застройке города, учитывающая, к примеру, и транспортные потоки. У нас как сложилось? Огромная масса людей живёт на Северо-Западе, а на работу едет в центр! Отсюда и пробки, дисбаланс. Мы должны знать, как будет развиваться город. И решать это должно государство, а не монополисты. Пока же озвучивает какая-нибудь крупная компания свои планы по развитию инфраструктуры, сетей, а мы должны к этому приспосабливаться!

- Может, взять на вооружение недавно озвученную идею по слиянию с Екатеринбургом?

- Не так много в России мест, где бы два города-миллионника располагались настолько близко друг к другу. Это таит в себе огромный потенциал. Если бы ещё не Восточно-Уральский радио-активный след… В любом случае необходимо наладить нормальное транспортное сообщение с нашим соседом - в идеале бы такую трассу, чтобы до Екатеринбурга можно было добраться за 2 часа.

Взяли самое плохое

- Кто же виноват, что нет внятной политики по развитию города?

- Тут не в одном только Челябинске дело. Это касается всех городов в стране. Налицо системный кризис. У государства есть все инструменты, но эффекта нет. Принято множество кодексов, но служат они только купле-продаже. Исчезли все проектные институты, которые занимались планированием. Несколько иная ситуация разве что в Москве и Санкт-Петербурге.

В результате застройка идёт из лоскутков. Деньги - у строителя, поэтому он попросту плюёт на проектировщика, диктует ему свои правила. Кто сказал, что дешёвое жильё надо строить обязательно за городом? Кто сказал, что не самый удачный московский посёлок надо просто скопировать и перенести к нам? Это не приживается, но подобная идея пришла к строителям, от которой проектировщик зависит финансово, и понеслось!

- В советское время подход был иной?

- Безусловно. Советская школа была на уровне мировой. Но так уж повелось, что мы не ценим своих специалистов. Вот и царь когда-то мастеров из Италии приглашал. Но, честно говоря, сейчас мы технически и технологически от Запада сильно отстали. Связано это не с архитекторами, а с уровнем госполитики. Можно сказать, собрали всё плохое.

В Москве поначалу увлекались коллажом, мешаниной. В Санкт-Петербурге совмещали историзм и общеевропейскую архитектуру - удобную, но не впечатляющую. Сейчас в Москве отходят от лоскутного подхода, в Питере тоже наметились изменения.

- С каких же городов Челябинску надо брать пример?

- В Ханты-Мансийске, Салехарде есть интересная архитектура, но опять же это только части, ансамблей нет. Одна из тенденций - так называемое зелёное строительство. Вот это Челябинску тоже хорошо бы взять на вооружение.

- Говоря об экологии, нельзя не вспомнить о заводах в черте города. Однажды иностранцы, посетившие Челябинск, спрашивали, почему мы не застраиваем громадные территории между Металлургическим районом и остальной частью города.

- В своё время Металлургический район задумывался как отдельный город-спутник. И спланирован он, кстати, хорошо. Но никто не мог представить себе, что люди будут жить в этом районе, а работать в центре. Хотя слияние городов-спутников с агломерациями - это общемировая тенденция. К примеру, Копейск уже сложно воспринимать отдельным городом, Челябинск его вскоре поглотит.

Что касается заводов, то, конечно, надо их из черты города убирать. Мало того что сами предприятия занимают большую площадь, так вокруг каждого ещё и санитарно-защитная зона. Это огромный резерв для развития города.

- Сейчас чуть ли не по всей стране идут дискуссии в профессиональной среде по поводу сквера у ДК Колющенко, после того как дизайнер Артемий Лебедев раскритиковал проект на своем сайте, назвав его полной деградацией: мол, использованы худшие и устаревшие образцы советского паркового проектирования, проект сырой…

- Сквер у ДК Колющенко, конечно, нужен, но какой? Детально с проектом я не знаком, но представляю, почему такое может быть. Причины все те же, о которых я уже говорил: стране остро не хватает архитекторов, градостроителей. Все важные вопросы, в том числе и по утверждению проектов, решаются, что называется, полукелейно - по принципу «чего изволите?».

«Сахарница» вместо цирка

- А есть кому выполнить все эти задачи: по кардинально новому подходу к проектированию, изменению архитектурного облика Челябинска?

- Понимаете, когда-то во времена Сталина проектные институты были на самом высоком уровне без-

опасности, потому что власти понимали: эти структуры занимаются восстановлением народного хозяйства, его развитием. И это же не просто архитекторы, а специалисты по всем отраслям. Чтобы всё это сейчас вернуть, потребуется столько времени! Всё равно что спутник запустить! Особенно если учесть, что нынешние выпускники интегралы взять не могут, а собираются проектировать и строить!

И главное, зачем было всё разрушать, если всё уже было? Я ещё при Сумине сумел восстановить два отдела в Гражданпроекте. Эти усилия сразу же дали свой эффект. Тогдашний глава Троицка жаловался, что, мол, не хватает воды. Мы сразу же подняли документы и показали, где имеются большие запасы.

- Ситуация везде одинаковая? Или каким-то городам удалось сохранить что-то из прошлого опыта?

- Если уж начали с Екатеринбурга, могу сказать, что там ещё во времена СССР архитекторы могли в чём-то убеждать власть, отстаивать свои убеждения. Мы же всё одновременно начинали - и метро, и цирк, и другие объекты. Про метро вы сами всё знаете. А цирк... Наши соседи обыграли проект, придумали что-то своё - мы же поставили типовую «сахарницу» и успокоились.

Надо, конечно, менять своё отношение. Сейчас вот одни краски используют в городе: то оранжевая, то чёрно-серая, - мы в трауре, что ли? Нужны новые, интересные идеи, а главное - не рисовать чего изволите.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах