Речь идёт о Марсе ВАХИДОВЕ - преподавателе лицея № 77. В своё время его назвали лучшим учителем Челябинской области, но и сейчас многие стараются попасть на его занятия, а суждения преподавателя об образовании, развитии отечественных технологий и современной молодёжи гораздо интереснее, чем самые смелые цитаты.
Задача важнее решения
Эльдар Гиззатуллин, «АиФ-Челябинск»: Среди педагогов как и среди медиков нередки династии. У вас тоже педагогическая семья?
Марс Вахидов: Мама моя работала на ЧТЗ, но её тоже можно назвать педагогом в какой-то мере - она пришла на завод в 15 лет, ещё во время войны, и пользовалась громадным авторитетом - к ней постоянно прикрепляли учеников. Сам я с детства увлекался химией и физикой, свой первый урок провёл в 17 лет - нам доверяли проводить занятия с младшими классами. Учителем подрабатывал, будучи студентом. А жена моя - учитель музыки. Так что можно сказать, что у меня педагогическая семья.
- Сколько же среди современных детей увлекающихся точными и естественными науками? Есть мнение, что кроме компьютеров новое поколение ничем не интересуется.
- Мы всегда отталкиваемся от интересов ребят - плюс возможности лаборатории. Ключевая задача тут: «Я бы хотел». А задачи ребята ставят иной раз очень смелые - например, изменить движение астероидов. Но можно взять узкий момент - химический состав астероидов. Я говорю ученику: «Если узнаешь их состав, тогда поймёшь, как на них охотиться».
Важно также, чтобы полученные знания можно было применить на практике в ближайшее время - дома, в саду. Такой подход ребят подогревает. Скажем, если получается сэкономить бюджет папы-автомобилиста, то в итоге ученик гордится собой. В этом наша сильная сторона, по сравнению с участниками олимпиад из Москвы, Санкт-Петербурга.
- Там на практическую сторону внимания не обращают?
- Преобладает сугубо научный подход. Поэтому вопросов опасаются, а наши ребята готовы отвечать на любые вопросы и реагируют на самые неожиданные повороты. Темы-то ведь тоже самые неожиданные! К примеру, технология засолки помидоров со значительным снижением нитратов. Или как продлить жизнь аккумулятора, сэкономить на расходе топлива. Зарядка аккумулятора в магазине стоит денег, а ученик может за два занятия его сделать и отцу преподнести.
В результате ребята занимаются не только химией, но и программированием - чтобы составить хорошую презентацию проекта, нужны знания и дизайна, и даже маркетинга. В общем, мы занимаемся таким направлением, как человек и среда обитания. Ведь если объявить набор только на химию, мало человек придёт. А если темы на стыке наук, с упором на практическое применение - это нравится и ребятам, и экспертам.
Перед страной сейчас стоит задача создавать и внедрять свои технологии. Надо донести этот посыл и до детей. Если нам некоторые страны мешают, перекрывают кислород, надо найти своё решение - меньшими средствами, но не хуже.
- А как государство может поддержать такой посыл?
- В госстандартах образования есть такая статья как «проектная деятельность» - каждый ученик в конце 9-11 класса должен защитить проект. Для оценки планируется привлекать учёных, производственников. Это придаёт уверенности и выпускнику - он сознаёт, что его идеи необходимы, и что за порогом его не ждёт безработица, если он выдвинет стоящую идею. А проект нужен ещё и потому, что нельзя всё излагать на бумаге, слишком много нюансов - нужно конкретное воплощение. Нильс Бор говорил: «Задача важнее решения» - ведь решение может устареть, а задача остаётся.
Возьмём, например, лекарства. Нам нужны отечественные и более доступные аналоги - есть ведь препарат за 400 рублей и за 40. Но надо, чтобы тот, что за 40, ещё и лечил.
Чему учит коктейль Молотова?
- Какие же проекты ваши ученики уже реализовали?
- Один мой ученик разработал компактную систему очистки воздуха за счёт электролиза от фенолов, формальдегида, бензопирена. Она может быть относительно небольшой и работать для дома, а может быть размером с трёхэтажный дом и использоваться в промышленности. Эта работа получила диплом МГУ.
Другая девочка придумала, как по слюне или моче определить наличие нитритов. Для этого нужна совсем небольшая ёмкость, вроде той, где хранят пенициллин. Помещаете туда слюну, и изменение цвета говорит, что пора принять меры. То же и с мочой. Это особенно полезно для пожилых и детей. И эта работа получила диплом МГУ. Во всех разработках важно это соединение науки и практики. Моя ученица, мало того, что красавица и на скрипке играет, так на презентации в Баумановском университете на глазах жюри собирает установку за секунды - как автомат Калашникова!
- Вероятно, у таких ребят проблем с поступлением нет…
- За 15 лет не менее 200 учеников поступили в МГУ, университет имени Менделеева - я уже не говорю о Питере, наших южноуральских вузах. Главное, что они не поменяли своих увлечений, работают в реальном секторе экономики. Их пример показывает, что это может дать всё для успешной жизни. Кстати, многие говорят, что выгодно работать с Западом, но жить здесь. А с Западом сотрудничать надо - это и обмен опытом, и технологическая культура, у нас ведь многие беды из-за того, что идеи-то хорошие, а какой-нибудь бракодел не так гайку закрутил, и в итоге изделие за 200 миллионов долларов за секунду взрывается.
С другой стороны, наша находчивость тоже многого стоит, там, где немец всё делает по инструкции, наш умелец ищет более оптимальный путь. В войну гранат не хватало, и появился коктейль Молотова - и вот, на одном конце дорогой танк, а на другом «граната», которую можно сделать из подручных материалов и за копейки.
- А нет ли риска, что будем изобретать то, что давно известно?
- Главное, не допустить, чтобы нас игнорировали как нацию. Знаете, я присутствовал на уроке истории, где были ребята, поставленные на учёт в полицию, а урок получился такой, что мурашки по коже шли! Вот такие уроки истории нам нужны. Но при всём патриотизме критиковать власть надо - все те, кого мы уважаем, критиковали власть.
Родители хотят всего и сразу
- Получается, что не правы те, кто утверждает, что раньше молодёжь была более инициативная, трудолюбивая?
- В советской школе всех воспитывали в духе, что надо быть готовым к великим свершениям, что впереди только большие дела. Но реальность была другой. Я беседовал с психиатрами, социологами, которые говорили, что одна из причин распространения алкоголизма и наркомании в том, что эти завышенные ожидания разбивались о действительность.
Все разговоры о том, что раньше было лучше - это просто свойство памяти стирать и заглушать негативное, так психика защищается. А молодёжь всегда была разная. И таких инструментов у учителя как топнуть ногой уже нет. Главное - авторитет. Конечно, учителя разные - есть и те, кто говорит: «Забудь, что сейчас XXI век», и те, кто на учителя вообще не похож. Нужны всякие. Но каждый учитель, наверное, эгоистичен в том, что воспринимает успех ученика, как свой. Скажем, Абрам Йоффе, сам по себе может и не так велик как учёный, но значение его огромно - посмотрите, сколько знаменитых учеников он вырастил! Один Курчатов чего стоит! Уберите Йоффе, и ещё неизвестно, как повернулась бы история.
- Одна из учениц опубликовала сборник ваших цитат…
- Среди которых далеко не все мои. Но я действительно стараюсь будить в учениках юмор и самоиронию. Не стесняюсь говорить: «Я в растерянности, я не знаю, что делать». Современные дети, кстати, не мстят, умеют прощать. Нередко их приходится защищать - от родителей, которые хотят всего и сразу. Но сколько примеров, когда человек только в 40 лет заблистал - и наоборот, сколько вундеркиндов, от которых остался только пшик. Так что не наседайте на ребёнка - может, он появился на свет, чтобы у него родился гений.
Кстати
Вот лишь несколько цитат, которые опубликовала Аня Калугина из Озёрска с одного из занятий Марса Вахидова:
- Понятие сила относительно, как любовь.
- Водка и пробирка стынуть не должны.
- Для хорошего человека кислоты не жалко.
- Я обращаюсь ко всем, даже к тем, у кого трясутся руки.