Для юных южноуральских гениев создаются все условия. Но, увы, талант одарённым детям иногда выходит боком. Об этом говорят и психологи, и психиатры, и учителя.
Часто южноуральские школьники становятся победителями всевозможных олимпиад, конкурсов и смотров не только российского, но и международного уровня. Многим из них талант и одарённость открывают дверь в будущее. Увы, есть и такие, кому способности просто мешают учиться, а в будущем абсолютно не пригождаются. Каково же быть вундеркиндом, и что это: дар, диагноз или ярлык?
Светила будущего
Хотя, безусловно, есть истории, которые можно считать вполне благополучными. Так, в челябинском лицее N 11 про победителей всевозможных научных конкурсов, олимпиад и турниров говорят с гордостью, но при этом называют их не вундеркиндами и гениями, а просто способными детьми. Но даже среди "способностей" и "даровитостей" Ждана Сухова и Кирилла Соловьёва буквально с 1 класса считают "умниками". Эти ребята в составе лицейской команды недавно завоевали Большой научный кубок России на форуме "Шаг в будущее". Их научные работы и изобретения по своему уровню давно перешагнули за рамки школы, и даже вуза. Например, выпускник этого года Кирилл сконструировал металлоискатель для работы поисковых отрядов, а девятиклассник Ждан - макет лунной станции для добычи гелия.
- Это сами поисковики попросили создать для них металлоискатель, - рассказывает Кирилл Соловьёв. - У него хорошая чувствительность, прибор устойчив к физическим воздействиям, но главное его достоинство - себестоимость. Наш металлоискатель стоит меньше тысячи рублей, тогда как импортные - 30-60 тысяч.
А вот проект лунного города Ждана Сухова пока остаётся только на бумаге. Но юный учёный уверен, что его разработка поможет экономике России в будущем.
- По подсчётам учёных, через 50 лет на Земле наступит энергетический кризис, - рассуждает девятиклассник. - А на Луне довольно много гелия-3 - это достаточно энергоёмкий элемент.
Для настоящего предназначен другой проект Ждана - светильник с функцией очистки воздуха.
Уже сейчас, благодаря победам в олимпиадах, оба лицеиста зачислены в "бауманку". Не против принять их в ряды своих студентов и другие престижные вузы России.
Жирная точка
В обычной общеобразовательной школе N 94, которая находится на окраине Металлургического района Челябинска, дети тоже занимаются наукой. Безусловно, и здесь есть свои звёздочки. Но они наперечёт. Наперечёт и финансовые возможности, чтобы развивать их таланты.
- Но каждый год у нас выпускаются ребята, которых можно назвать звёздочками, - говорит Эльвира Майер, учитель химии. - Они занимаются в научном обществе учащихся, принимают участие в олимпиадах. Школа их всячески поощряет, стимулирует, но уровень у нас, конечно, не такой, как в лицеях. И если ребёнок хочет заниматься наукой всерьёз, ему приходится идти в другое учреждение, где база получше.
За постшкольной судьбой своих талантов учителя следят внимательно. В качестве примера учителя школы N 94 обычно приводят Пашу Быкова, экономического обозревателя, зам. главного редактора журнала "Эксперт" и Ваню Белавкина, работающего в администрации губернатора Челябинской области.
- Они с одного потока, - говорит Эльвира Яковлевна. - Оба постоянно были в числе призёров на разных олимпиадах. Паша - по химии, физике, истории, а Ваня - по математике и физике.
Правда, признаются педагоги, судьба "умников" не всегда складывается так удачно. Так, у Миши П. (имя изменено, - прим. авт.), в прошлом очень одарённого ребёнка, жизнь не заладилась сразу после школы. Сейчас он уже взрослый мужчина и, по слухам, работает на заводе.
- Работает, если, конечно, не пьёт... - вздыхает Эльвира Яковлевна, помнящая незаурядные способности и победы в олимпиадах своего ученика. - Вы знаете, хотя, в основном, звёздочки находят себя в жизни, но на любого ребёнка, и обычного, и одарённого, своё влияние оказывает окружение. А талантливые дети чаще обладают неустойчивой психикой, поэтому больше, чем их менее способные сверстники, подвержены влиянию. Если они не найдут опору, например, в родителях, жизнь может пойти наперекосяк... Так у нашего Миши и получилось.
К сожалению, алкоголизм и наркомания среди бывших одарённых школьников - явления неисключительного порядка. Хотя статистика наркологических диспансеров не разделяет пациентов на талантливых и прочих, в частных беседах врачи подтверждают, что среди подверженных пагубным привычкам немало людей неординарных. Вероятно, что многим из талантов попытка бегства от реальности выходит боком, а интеллектуальный прессинг, который они вынуждены выдерживать из-за завышенных ожиданий со стороны окружающих, нередко ставит жирную точку на их большом будущем.
Каково быть вундеркиндом?
По мнению психологов, вундеркиндам живётся в нашем обществе, действительно, очень нелегко. Да и у общества проблем с юными гениями немало. Во-первых, далеко не в каждой школе таланту создадут все условия для развития. Ведь российская система образования нацелена на усреднённую подготовку учеников, и юному гению зачастую школьная программа просто неинтересна.
- В большинстве случаев занятия с одарёнными школьниками сводятся к обычной интенсификации деятельности или, в лучшем случае, к углубленному изучению материала, - говорит Екатерина Иванина, психолог центра "Дагаз". - Ещё менее эффективен способ механического "перескакивания" через классы. Такой метод говорит о педагогической беспомощности и непонимании сути дела. Подобный прессинг не развивает способности, а только загружает детей.
Сегодня пользоваться ярлыком "одарённый ребёнок" стало очень модно, даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. По статистике же "обычные" люди составляют примерно 70-80% общества, около 15% - те, чьи способности можно охарактеризовать как "выше нормы" и "ниже нормы", а сверходарённых только 2,5%.
- Всех родителей объединяет ожидание высоких результатов сына или дочери, - считает Е. Иванина. - А самооценка ребёнка очень зависима от оценки взрослого. И если он чувствует, что его достижения не соответствуют ожиданиям старших, то изо всех сил старается преодолеть это несоответствие. Цена, которую приходится за это платить, иногда слишком высока - сломанная психика.
Кстати, комплексы и неприятие со стороны окружающего мира вундеркинду вообще обеспечены по определению. Обладая теми или иными незаурядными способностями, ребёнок становится в классе белой вороной - "ботаником", которым все пользуются, но при этом недолюбливают. Иногда жизнь юного дарования в коллективе и вовсе складывается самым драматическим образом: ребёнка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши.
- Хорошо, если ребёнок-гений пройдёт через такое испытание и не просто сохранит свой талант, но ещё и не озлобится, - считают и педагоги, и психологи. - Только тогда, у нас появятся новые Капицы, Гинзбурги и Жоресы Алфёровы, а не гениальные преступники.
КОММЕНТАРИЙ
Елена Малинина, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой детской и подростковой психиатрии и медицинской психологии УГМАДО: - Чётких критериев одарённости среди специалистов до сих пор не выработано. Порой даже ведётся дискуссия: гениальный ребёнок - это норма или патология. Зачастую, имея высокий уровень развития способностей, при поступлении в школу эти дети испытывают большие трудности, как в социальной адаптации, так и в обучении. Поэтому, распознав в ребёнке гения, не знаю, нужно ли родителям больше радоваться или огорчаться. Но частота встречаемости психических расстройств у "вундеркиндов" не больше, чем у детей в общей популяции. Другое дело, что, отдельные психические расстройства даже предполагают наличие высокого интеллекта. В частности, при синдроме Аспергера (разновидность детского аутизма) для ребёнка характерны не только особые формы общения с окружающим миром, но и очень высокий уровень интеллектуального развития.
ИНТЕЛЛЕКТ И ЗАКОН
Правоохранительными органами специальной статистики того, сколько одарённых людей встают на скользкую дорожку, не ведётся. Однако то, что среди преступников немало людей способных и даже талантливых, - факт! - Безусловно, среди заключённых встречаются люди очень образованные, - говорит И. Гейзер, сотрудник пресс-службы ГУФСИН Челябинской области. - Об их уровне интеллекта говорят, например, виртуозные мошенничества, которые они совершали. Но хотелось бы, чтобы их способности реализовывались в мирном русле. Кстати, в исправительных учреждениях Челябинской области есть те, кто, только попав за решетку, раскрывает свой талант, например, в живописи, поэзии или музыке.