aif.ru counter
70

Космическое качество: ГРЦ Макеева снова претендует на «100 лучших товаров»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ - Челябинск» 22/06/2011

На этот раз - созданный по заказу Российских железных дорог пост акустического контроля (ПАК). Он имеет все шансы повторить путь прежних гражданских разработок ГРЦ и победить во всероссийском финале конкурса.

Коварный подшипник

Казалось бы, какая связь - тут баллистические ракеты, взлетающие с подводных лодок, а там поезда? Однако, по словам начальника отдела экспериментальной базы ГРЦ Сергея Козлова, железнодорожники на самом деле давно оценили космические технологии и опыт миассцев.

- В разное время наш ГРЦ выполнил для предприятий железнодорожной отрасли несколько заказов. Среди них устройство для демонтажа железобетонных опор, малогабаритное рельсовое транспортное средство, различный ручной гидравлический инструмент, а также спутниковая система определения местоположения ценных грузов, - рассказывает он.

В 2005 году в рамках знакомства с промышленными предприятиями Южного Урала в гости к ракетчикам приехал вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. Здесь он узнал, что ГРЦ имеет определённые наработки по раннему выявлению дефектов подшипников колёсных пар грузовых вагонов акустическими методами, и они его очень заинтересовали, поскольку железнодорожники как раз подумывали о внедрении у себя таких устройств. Но на тот момент их производили только за рубежом (в США и Австралии), а РЖД хотели отечественный аналог.

Зачем нужен пост акустического контроля? В колёсной паре железнодорожного вагона, как в любом колесе, есть роликовый подшипник. Поломка этого устройства грозит большими бедами - сходами вагонов и даже крушениями целых поездов. Для заблаговременного выявления неисправных буксовых узлов уже несколько десятилетий используются посты контроля технического состояния механизмов (КТСМ). Они установлены вдоль полотна через каждые 30-40 км и отслеживают относительную степень нагрева букс в колёсных парах проходящих составов. Если нагрев слишком сильный, это может говорить о неисправности подшипника.

- КТСМ постоянно совершенствуются, но всё равно имеют существенный недостаток, - продолжает Сергей Козлов. - Они видят неисправности на их последней стадии, когда уже есть угроза разрушения узла. Железнодорожникам в дополнение к КТСМ нужна была такая система, которая позволяла бы достоверно обнаруживать дефект на самой ранней стадии, сопровождать его на всём пути следования вагона и ставить в ремонт уже по фактическому состоянию подшипника.

Абсолютный слух

Акустический контроль позволяет это делать. Аппаратура «слушает» проходящий поезд и выделяет из его грохота звуки, характерные для неисправного подшипника. ОАО «РЖД» готово было купить для уральцев американскую систему TADS, чтобы они создали её аналог, но что-то не получилось, пришлось «изобретать велосипед». Заняло это около четырёх лет. Опытный образец «учили» слышать поломки, гоняя колёсные пары с заранее заложенными неисправностями на прокруточном стенде в ГРЦ и по выделенному участку ЮУЖД в составе вагонов порожних, с разной степенью загрузки, быстро и медленно - в общем, как только возможно.

- К гражданским проектам мы подходим с той же серьёзностью, что и к основной «тематике», - замечает Сергей Козлов.

В 2008 году ПАК успешно прошёл испытания на Октябрьской железной дороге и был принят в промышленную эксплуатацию. Получилось даже лучше, чем у американцев: наш дешевле, адаптирован к российским условиям и имеет программное обеспечение, открытое для постоянного совершенствования.

Сейчас по всей стране работает пять постов акустического контроля, объединённых единой компьютерной сетью. За это время проверено около 3,5 млн вагонов, выявлено более 17 тыс. дефектных подшипников, 239 вагонов отцеплено по тревожным показаниям. Погрешность составила менее 1%. В соответствии с «Концепцией внедрения систем технической диагностики подвижного состава», принятой на РЖД, до 2020 года планируется установить 18 ПАКов на различных участках железных дорог России.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах