По 300 кубометров снега в день в среднем, согласно отчётам, вывозили коммунальщики в прошедшие праздничные дни. Если принимать во внимание, какой высоты сугробы при этом остались во дворах, то можно сказать - мало собирали. Если же прикинуть, во сколько обошлись осадки бюджету, получится, что город должен быть «зачищен» до асфальта.
На борьбу с зимой ежегодно (и что интересно, независимо от прогнозов синоптиков) выделяется, по некоторым данным, до 70 млн долл. Но кому они в итоге достаются, ни один чиновник до сих пор внятно ответить не может. А всё потому, что в городе создана и успешно работает система, при которой деньги налогоплательщиков утекают из бюджета столицы в карманы коррумпированных чиновников и вороватых коммерсантов. Не верите?
Выигрывают свои
«Зачищают» московские улицы компании, выигравшие тендеры, проводимые префектурами. При этом деньги за сбор и вывоз снега получают и округа, и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. В нескольких частных компаниях, убирающих улицы и дворы, «АиФ» рассказали, что на деле выиграть конкурс и получить доступ к «снежному пирогу» могут лишь фирмы, принадлежащие родственникам или друзьям глав местных управ. Всем прочим, несмотря на выгодность предложенных цен и условий, путь к денежным сугробам заказан. Слова коммерсантов подтверждаются выводами московского Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС). Это ведомство прошлой зимой изучало «неестественное поведение участников столичного аукциона на поставку противогололёдных материалов для городских и окружных заказчиков». В итоге сотрудники УФАС пришли к заключению, что в конкурсе «отсутствовали признаки соперничества, а это нехарактерно для конкурентных закупок», и усмотрели признаки нарушения закона «О защите конкуренции».
«Система финансирования снегоуборочных работ в городе действительно непрозрачная и коррупционно ёмкая, - рассказал «АиФ» Олег Митволь, экс-префект Северного административного округа (САО) Москвы. - Многие годы одни и те же компании убирают территорию. Реально количество вывезенного грузовиками никто не считает».
Возможно, потому, что подсчёт ведётся на глазок. «В «КамАЗ» влезает от 15 до 17 кубометров снега, - объяснял «АиФ» водитель самосвала, везущего осадки на переплавку. - В реальности, особенно во время оттепелей, когда температура «пляшет» около ноля, разница между загруженным и разгруженным кузовом может составить четверть. Но напишут всё равно по максимуму».
Не выпал - припишем!
«Рассматривая вывоз и утилизацию снега, мы сталкиваемся с проблемами, свойственными всему городскому хозяйству, - заявил Константин КРОхин, председатель правления Союза жилищных организаций Москвы. - В этой сфере отсутствует надлежащий учёт с использованием современных методов и технологий произведённых работ. До сих пор не введён электронный документооборот, система отчётности - как в каменном веке. Часто исполнитель проверяет себя сам. На мой взгляд, необходимо внедрить правила мониторинга, принятые в общественном транспорте, основанные на приборах спутниковой навигации. Тогда будет ясно, откуда и куда двигаются грузовики, где и как работает снегоуборочная техника. Только собрав и проанализировав эти данные, можно будет делать выводы о реальных затратах. При сегодняшней закрытости этой системы никакой ответственности для нарушителей нет».
В том, что закрытость порождает преступления, уже успели убедиться правоохранительные органы. Так, «АиФ» стало известно о случае, когда для получения денег за уборку снега не потребовалось ни спецтехники, ни машин, ни снеготаялок, ни даже самого снега. «Вступил в законную силу обвинительный приговор Головинского суда Москвы в отношении бывшего начальника дорожно-эксплуатационной службы одного из столичных районов Марии Хрущёвой, - объяснил наш источник в прокуратуре Москвы. - Она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 (коммерческий подкуп) УК РФ. Суд установил, что 11 июня 2010 г. г-жа Хрущёва, находясь при исполнении служебных обязанностей, потребовала от некоего индивидуального предпринимателя 70 тыс. руб. В такую сумму ею были оценены документы, подтверждающие проведение работ по вывозу снега с улиц в период с декабря 2009 по март 2010 г., которые на самом деле выполнены не были. Подсудимая в своём рабочем кабинете передала коммерсанту бумаги, после чего получила от него требуемую сумму».
Раскрыть подобные преступления крайне трудно, уверены сотрудники правоохранительных органов. Ведь в криминальной схеме заинтересованы обе стороны - и чиновник, получающий на лапу, и коммерсант, подтверждающий работы, которых на самом деле не было. «Уверен, что подобных сделок в городе ежегодно происходят сотни, а может, и тысячи, - считает Дмитрий Ш., сотрудник ОБЭП. - К сожалению, для начала расследования требуются заявления потерпевших, которые по понятным причинам нам никто не пишет. Думаю, что глобальная серьёзная проверка коммунальных структур столицы позволит выявить массовые случаи. Если они будут устранены, бюджет и москвичи сэкономят сотни миллионов рублей». Может, начать экономить с этой зимы?
А как у них?
Лёд слишком дорог
Снег падает каждую зиму на голову не только москвичам, но и жителям Скандинавии. Например, в Хельсинки бывает в среднем 20 снегопадов в год. Но наше понятие «город встал из-за снега» им незнакомо. Есть городской департамент, которому из казны выделяется 70 млн евро ежегодно, чтобы летом в финской столице не было пыли и грязи, а зимой снег не мешал нормальной жизни людей. «Если начинается снегопад, сотрудники обязаны в течение часа быть на своём рабочем месте - кто за пультом в операторской, кто за рулём снегоуборочной машины, - рассказал «АиФ» Дэн ЛАнгстрём, эксперт строительного департамента Хельсинки. - Всю технику храним в центре столицы в огромном подземном складе, чтобы в течение получаса можно было легко добраться до любого района столицы. Задача простая - убрать снег на приоритетных улицах и трассах до 7 утра, с второстепенных участков, где нет оживлённого автодвижения и общественного транспорта, можно вывозить снег в ближайшие 2-3 дня. Снег отвозят на специальные снегоплавильные площадки на берегу Финского залива». Грузовики могут попасть туда только по пропускам, за происходящим следит дежурный с помощью установленных на площадках видеокамер. В залив талая вода стекает без всякого фильтра, потому что чистая. Даже мелкий гравий, которым посыпают дороги и тротуары, предварительно моют (!). Причина такого порядка не только любовь к чистоте. В Финляндии гражданам, пострадавшим от гололёда и неубранного снега, выплачиваются очень приличные компенсации. В 2009 году администрация Хельсинки потратила на страховые выплаты из-за падений на льду около 400 млн евро, счёт 2010 года перевалил за 500 тыс. евро. Поэтому коммунальщики кровно заинтересованы убрать снег до того, как он превратится в ледяную корку. Весь процесс освобождения города от снега максимально механизирован - никаких многочисленных бригад с лопатами. На больших улицах работает крупная техника, там, где развернуться негде, снуют малогабаритные снегоуборочные машины. Может, если у нас в Москве ввести реальную (а не на бумаге) ответственность рублём за скользкие автотрассы и тротуары, наши коммунальщики перестанут растаскивать бюджетные деньги и займутся наконец своими прямыми обязанностями?