Наш собеседник, руководитель общественной организации «Комитет народного контроля» Вадим АЛЕКСЕЕВ, уверен, что знает ответ.
Газоны стригут в декабре?
Эльдар Гиззатуллин, «Аргументы и Факты - Челябинск»: Почему сейчас так часто люди недовольны чиновниками? Нет веры, что со сменой руководства что-то может поменяться.
Вадим Алексеев: Да потому что не механизм управления меняется, а просто фамилии! И деятельность продолжается по уже накатанной колее. И наша организация добивается того, чтобы не персоны менялись, а сама власть, система, её отношение к гражданам и собственным обязанностям. Возьмём один из самых вопиющих случаев, которым мы сейчас занимаемся, - контракты на содержание наружного освещения в Челябинске.
В контракты на техобслуживание осветительного оборудования, заключаемые с одним и тем же ООО, заодно включают стоимость потреблённой электроэнергии. То есть в нарушение закона договор энергоснабжения заключается не напрямую с поставщиком электроэнергии, а через посредника, которого формально позвали только лампочки менять и протирать. При этом стоимость киловатта увеличивается почти в два раза! Казалось бы, абсурд! Но переходить на законную и выгодную для бюджета схему чиновники почему-то не спешат.
- Бюджет у нас в Челябинске и области с большим дефицитом, чиновники говорят об оптимизации расходов. Выходит, не все возможности для снижения трат исчерпаны?
- Конечно, нет. Говорят о кризисе, а кризис, перефразируя профессора Преображенского, в головах. Ведь если кризис (без разницы где, в семье или стране), первым делом следует экономить.
Однако, как мы установили, цена за киловатт час определена из средней стоимости за 2014 год, а не из тарифа - в результате стоимость электроэнергии для наружного освещения Челябинска более чем на 44 млн рублей выше нормативной! Кстати, после нашего обращения сумма техобслуживания вдруг снизилась на 50 млн рублей.
- Челябинцы жалуются, что экономия средств, вероятно, сказалась и на уборке улиц, озеленении. Может, правда, средств не хватает на качественную уборку и высадку новых деревьев и кустарников?
- Мы подняли и эти документы. Вы в курсе, что у нас, оказывается, газоны стригут и чистят даже в ноябре и декабре? По крайней мере, так следует из бумаг и смет. Миллионы на это идут!
Из контрактов на озеленение в Челябинске мы узнали, что, оказывается, выделены деньги на уборку газонов и урн у памятника Курчатову, где вообще-то уже больше года развёрнута строительная площадка. Та же ситуация с площадью Павших революционеров. Сквера там давно нет, вместо него крупная транспортная развязка. Однако согласно документам находятся газоны общей площадью 7 340 квадратных метров, на которые выделяются средства - якобы на уборку мусора, кошение, вывоз скошенной травы и т. д.
Мы все прекрасно знаем, что газоны у нас в лучшем случае убирают несколько раз за сезон, а из «Перечня объёмов уходных работ в скверах на 2015 год» следует, что очищаются они у нас 298 раз в году! То есть практически ежедневно, без выходных и праздников, зимой и летом. Вы в это верите, глядя на состояние челябинских газонов? Да при таких тратах и объёмах у нас тут давно цветущий город-сад, Сингапур должен быть! И никаких субботников не нужно.
- На Сингапур что-то совсем не похоже.
- Проблема ещё и в том, что не определены чётко границы газонов, скверов. А где нет чётких границ ответственности, нет и результата, а только безнаказанность и имитация деятельности. Это как если бы мне платили за мир во всём мире! И я бы отвечал: да, мол, тут не справлюсь, зато в Африке веду очень активную работу! А вот если бы все участки были чётко разграничены и закреплены за ответственными лицами, контроль был бы более эффективный. Например, если бы мы знали, что конкретный Иванов отвечает за зелёные насаждения в десяти конкретных дворах, тогда легче проверить, работает ли он и его контора. А размытость границ, думаю, понятно зачем - чтобы легче расхищать деньги.
То, что бросается в глаза
- Но нельзя сказать, что власти совсем не борются с коррупцией. Недавно арестовали главу Кунашакского района за продажу под детский сад коттеджа.
- С детскими садами очень интересная ситуация в Копейске. В конце 2014 года официально (из-за серьёзных ошибок в документации) отменены аукционы на строительство детских садов в Копейске по адресам: ул. Калинина, 15а, и Елькина, 2. Однако договоры на строительство, причём по максимальной цене, без каких-либо торгов были заключены с определёнными коммерческими структурами.
С энергией, достойной лучшего применения, чиновники Копейска месяцами доказывают, что чёрное - это белое, хотя устранение ошибок в документации заняло бы несколько часов. Этому нарушению дала свою оценку и прокуратура, и контрольно-счётная палата области. Уже назначено судебное заседание.
- К госзакупкам тоже у общественности много вопросов. Возможно, сама система таких закупок несовершенна?
- Нас с вами лишают чёткой, понятной информации о процессе и результатах государственных и муниципальных закупок, что открывает широкое поле деятельности для корыстных или некомпетентных людей. «Свои» фирмы не только получают бюджетное финансирование без конкурентных процедур, но и вынуждены выводить значительные средства на «благодарность» коррумпированному чиновнику. Эта система не позволяет развиваться бизнесу - ни «своему», ни чужому.
- Откуда вы берёте всю эту информацию? Ведь неподготовленному человеку разобраться в документах непросто.
- У нас есть самые разные специалисты - и юристы, и экономисты. По вопросу с газонами и озеленением нас консультировал кандидат биологических наук. А вообще же, все эти схемы, как правило, такие одноходовки, которые сразу в глаза бросаются. Помогает и то, что я ведь десять лет в правоохранительных органах проработал. И по опыту могу сказать, что если на пустом месте начинают наводить какую-то непонятную секретность (а мы при изучении документов с этим постоянно сталкиваемся), то тут замешаны либо корысть, либо некомпетентность. И, к сожалению, чаще всего это первое.
Хватит смен фамилий
- Как же может ваш комитет реально повлиять на ситуацию? Исключительно через суды?
- Поймите, мы же не вредители, которым просто надо поворчать. Мы хотим диалога. Есть конкретные предложения к нынешнему главе города - мы предложили создать рабочую группу для проведения общественной экспертизы социально значимых проектов, аукционной и конкурсной документации, которые готовят те, кто распоряжается средствами городского бюджета. Мы уже обращались к городским депутатам, но в ответ - тишина.
- Некоторые считают, что организации, подобные вашей, на самом деле призваны просто перераспределить потоки.
- Я в курсе этих обвинений. Называют и конкретные фамилии бизнесменов, которых мы якобы хотим лоббировать. Но послушайте, если бы мы действительно собирались это сделать, не проще ли нам было действовать тихо и скрытно? И в рамках той системы, которая создана. Зачем нам её ломать, если бы мы хотели ею воспользоваться? Все наши наработки, предложения по экономии бюджета мы передаём руководству города и области, народным депутатам. Очень надеемся, что будем услышаны.
Квалифицированный общественный контроль в нынешней ситуации становится просто необходим. Кто-то должен сказать недобросовестному чиновнику: хватит в декабре стричь газоны, хватит переплачивать за свет. Ведь чиновники распоряжаются деньгами - моими, вашими, всех челябинцев. Пусть тогда и отвечают перед нами.
Досье
Вадим АЛЕКСЕЕВ
Родился в Челябинске в 1968 году. Окончил приборостроительный факультет Челябинского политехнического института. Служил в армии на территории ГДР. Работал в правоохранительных органах - в отделе по борьбе с организованной преступностью. Сейчас возглавляет общественную организацию «Комитет народного контроля».