– Александр Петрович, вы родились и долгое время жили в Челябинске. Следите ли вы за развитием дел в Челябинской области сегодня?
– А как можно не следить, когда тут столько всего происходит? Когда две хоккейные команды только нервы портят в этом году, потому что обе играют из рук вон плохо? А я только было обрадовался за «Трактор», который превратился в команду мирового класса… Не стало той игры, которая была! Даже моя любимая «Магнитка» при очень сильных игроках буксует уже который сезон… Слежу, конечно. А дело Александра Евгеньевича Попова? Ведь это же может нанести страшный удар по всему образованию в стране! Школы ни когда не финансировались должным образом, всегда надо было собирать деньги, просить у родителей. И тут вдруг выясняется, что за это могут посадить одного из самых лучших не в городе и не в области, а в мире руководителей системы образования!..
– А метеорит?
– Нууу, метеорит – это святое!
Челябинский метеорит. Водолазы достали основной осколок метеорита. Фото >>>
– Александр Петрович, всё-таки хотелось бы с вами как с бывшим министром по налогам и сборам поговорить по существу. Почему в России повсеместно растет задолженность по налогам? Что не так с нашей системой налогообложения?
– В России в этом году было потеряно почти полтриллиона по прибыли, у нас впервые пошло падение сборов, мы теряем очень сильно в акцизах, в страховых платежах. Тому несколько причин. Первая: люди не видят, куда идут их деньги, а посему не видят смысла платить. Вторая: особо не желающие платить научились уходить от платежей. Третья: грубые ошибки государства, в частности в акцизной политике. Я ни за что в жизни не поверю, что у нас в стране на 50% стали меньше водки пить. Просто пошла водка из Казахстана, просто больше стали сами делать. А с бензином что получилось? Тоже ошибка! Гибко надо управлять налоговой системой! Когда у тебя теряются темпы роста экономики, ты должен ее стимулировать! Еще одна причина роста задолженности по налогам – административный зажим, который работает очень тяжело. Когда любой правоохранитель уверен, что может прийти когда угодно и тормознуть работу любого предприятия просто так, о какой уплате налогов может идти речь? Человек понимает, что если будет показывать все «вбелую», то это привлечет дополнительное внимание контролирующих органов. Я видел много реальных ситуаций, когда те, кто не показывал, что у них что-то есть, успешно избегали и визитов правоохранительных органов, и внеплановых налоговых проверок.
– Правильно ли сделали, что обязали чиновников делиться с народом сведениями о своих доходах?
– Может, и хорошо, но сделать надо было по-другому. После этого запрета я разговаривал со специалистами высочайшего уровня, которые работают в крупнейших банках. Они все отмечают фантастический, колоссальный приток желающих открыть счета! Естественно, не на свое имя. Люди же сразу начинают изобретать схемы, каким образом уйти от выполнения закона. И те, кто ничего не показывал, радостно потирают руки: про них вы не пишите, господа журналисты. Показывать – значит, привлекать внимание. Между тем есть чиновники, у которых миллионы, десятки, сотни сокрытых миллионов… Нам надо создавать систему, благодаря которой мы бы могли в любой момент поднять информацию о любом чиновник за любой период его службы и посмотреть, сколько же он зарабатывал, откуда у него столько денег сегодня? Должна быть полная прозрачность системы! В уважающих себя странах так и делают. Американский президент платит за стирку белья в белом доме. Учитываются все обеды в ресторанах, считаются все перелеты…
– Вы как-то заявили, что количество чиновников следовало бы сократить. Насколько же?
– Уффф! Знаете, я как раз недавно вытащил свои старые бумаги за 2001 год, где я предлагал оставить 12 министерств. И этого будет достаточно! Потому что подавляющая часть чиновников занята обеспечением работы самих чиновников – пишут друг другу письма, готовят друг другу документы и т.д. Их надо сокращать не поштучно, а целыми министерствами, ведомствами и подразделениями. Напомню, что сегодня у нас 117 главных распорядителей бюджета.
– Идут разговоры о готовящейся отмене ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Будет ли тем самым завязана петля на шее малому бизнесу?
– Вообще малый бизнес только что дустом не травили! Результаты всегда были одни и те же. Любые подъемы налогов на малый бизнес всегда приводили к замедлению темпов его роста, а иногда к сокращению. Уже поднимали страховые платежи. Итог – минус 5 млн застрахованных. В этом году подняли минимальные объемы страховых платежей для малых предпринимателей – сотни тысяч сказали «нет» и положили на стол документы. Дело же не в том, чтобы ликвидировать «упрощенку» или «вмененку». Дело в том, чтобы развязать руки малому бизнесу. Пусть он развивается, пусть он растет. Тогда он больше денег для нас всех заработает! У нас ведь его не хватает, для него надо создавать все условия. Вплоть до того, что улицы перестраивать. Потому что тот же Челябинск совершенно не приспособлен для ведения малого бизнеса!
– Кто пострадает в 2014 году от введения налога на недвижимость? Нужен ли он нам?
– Он очень нужен и очень важен. Он – основа для формирования бюджетов как раз на территориальном уровне, то есть внизу. И надо начать введение налога на недвижимость с Одинцовского района Москвы. Там очень дорогое жилье, соответственно, всё будет понятно, интересно и налог оправдает себя тут же. А то, знаете, пробовали экспериментировать с этим налогом в Твери, в Нижнем Новгороде, в самых бедных районах, где расходы на кадастрирование и учет выше, чем возможные сборы от этого налога. Между тем, я уже вижу точки на карте страны, где настолько переоценена земля, что налог на недвижимость на каких-то дачных участках будет преогромным, потому что кадастровые оценки крайне несовершенны.
– Александр Петрович, почему растут тарифы ЖКХ?
– Потому что у нас никогда не было четкого аудита естественных монополий. А то, что рост тарифов ограничивают, мне напоминает другую картину: измеряют температуру больному и в ртутном градуснике пытаются заткнуть трубочку, чтобы ртуть высоко не поднималась. А почему ртуть-то поднимается? Потому что человек больной и его надо лечить! Все персональные самолеты и яхты сидят в этом тарифе на газ. Как только начинаешь проверять, видишь, что приписывают и накручивают повсеместно! Я всем привожу себя пример: мы в своем ТСЖ мы платим ниже среднего по Москве. Потому что провели не один десяток лет в жесточайшей борьбы с крупными и мелкими монополистами по всем фронтам. Надо бороться и еще раз бороться! Грамотные люди ухитряются отбиваться от монополистов. Будьте грамотными, проверяйте, за что вы платите, уточняйте все цифры, вам обязаны предоставлять полные расклады!