Жителям города запретили использовать её для приготовления пищи и пить из-под крана. Дело в том, что в реке Уй, из которой питьевой водой снабжается весь Троицк обнаружили вредные сбросы. Малые дозы вредных веществ были зафиксированы в реке Уй еще в начале февраля. Через месяц ситуация стала близка к критической: уровень загрязнений повысился, вода стала непригодной для питья.
- Превышения были и по марганцу, и по кадмию, и по цинку, - говорит начальник отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Галина РОМАНОВА. – Мы ещё никогда не улавливали таких концентраций вредных веществ в воде. Ситуация весьма тревожная, пить эту воду категорически нельзя!
В зоне ЧС проживает около 19 тысяч троичан. Сегодня для них организован подвоз воды к домам, а виновников загрязнений ищет прокуратура. По предварительным данным, источниками загрязнений могут быть выбросы, образовавшиеся при обработке медных руд, со стороны Башкирии, с предприятий «Южуралзолото» и ОАО «Учалинский ГОК».
Эксперты утверждают, что не лучше обстоит ситуация с водой во всём регионе.
Охранять всем миром
- Всё очень плохо, Южный Урал стоит на пороге экологической катастрофы! – уверена ведущий научный сотрудник российского НИИ «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» Зинаида КРИВОПАЛОВА. – Ни о каком качестве воды даже говорить не приходится. Хуже и вреднее реки Миасс в России нет!
- Да, когда-то качество воды в реке было лучше, - соглашается Галина Романова, - к тому же она обладала самоочищающими способностями. Но время идёт, наше законодательство всё время меняется, у одних ведомств полномочия отбираются, другим передаются. С 2007-го года Роспотребнадзор не осуществляет надзор за строительством, с 2010-го – не отводит земельные участки и не выдаёт санитарно-эпидемиологические заключения. Теперь строительство ведётся с разрешения органов местного самоуправления, а посему мы дожили до такой ситуации, что охраной водной среды впору заниматься всем миром.
Специалисты областного Минэкологии отмечают: в том, что река Миасс и многие другие водоёмы стали такими грязными, виноваты сами жители. Так, за прошлый год было выявлено 519 нарушителей водоохраной зоны, их оштрафовали на общую сумму 1,8 млн рублей. К слову, это обычные люди, которые летом моют машины у водоёмов, устраивают туалеты в прибрежных кустах и т.д.
- Обратите внимание, что творится в регионе вдоль дорог, - сетует заместитель руководителя Нижне-Обского бассейнового водного управления по Челябинской области Владимир СЕРЕДА, - кругом окурки, бутылки и прочий мусор, хотя его ежегодно убирают и волонтёры, и сами дорожники. Зимой дороги посыпают песко-соляной смесью, используют реагенты для того, чтобы обеспечить безопасность транспортной системы. Всё это по ливнестокам попадает в те же водные объекты. А что делается со свалками, с полигонами ТБО? Где более-менее свободное место – туда мусор и валят, лишь бы со своего двора его убрать! От всего этого качество воды не улучшается.
Чистить воду всё дороже
За состояние окружающей среды в ответе каждый из нас. Хотя понятно, что гораздо больше вреда причиняют южноуральским водоёмам крупные вредители. Большинство водных объектов предоставляются в пользование различным предприятиям для осуществления водозабора и сброса стоков. Сброс неочищенных стоков водный кодекс категорически запрещает. Но для того, чтобы контролировать деятельность предприятий и требовать от них выполнения плана по снижению выбросов, нужно чтобы они были легитимными, то есть чтобы с ними был заключен договор. К сожалению, на Южном Урале регулярно обнаруживаются находятся нелигитимные водопользователи. Таких понуждают заключать соответствующие договоры или получить разрешение на пользование водным объектом. Также если устанавливается факт причинения вреда водному объекту, то водопользователи привлекаются к ответственности.
- Очень многое в плане очистки воды сделал ММК в Магнитогорске, - рассказывает Владимир Середа. - А вот Михеевский ГОК работает не очень хорошо, потому что водоотведение там требует дополнительных затрат и немалых. К не вполне добросовестным водопользователям относятся предприятия металлургии в Аше, в Златоусте. Чуть получше обстоят дела на «Мечеле». Определённая работа ведётся на предприятиях теплоэнергетики: существенных изменений за последние десять лет не произошло, но они хотя бы не ухудшают качества отводимой воды.
- Качество питьевого водоснабжения находится на постоянном контроле органов исполнительной власти, - говорит начальник управления охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области Владислав КОРОБКИН. – Наше ведомство отвечает за охрану водных объектов, мы обязаны предотвращать негативное воздействие на воду, устанавливая границы водоохраной зоны, а также ликвидировать загрязнения водоёмов. На эти меры в период с 2007-го по 2014-й годы было направлено порядка 203 млн рублей.
- Сегодня зон санитарной охраны зон ни у Шершнёвского, ни у Аргазинского водохранилищ нет, - говорит директор по производству МУП «ПОВВ» Евгений ДАВЫДОВ, - и это серьёзная проблема, которой нужно заниматься. Если ситуация не изменится, то чистить воду будет всё труднее: мы вынуждены применять устаревшие технологии для очистки воды (коагуляция), против многих микроэлементов у нас просто нет противоядия. Ежегодно мы всё больше средств тратим на коагулянты: сначала это было 80 млн рублей в год, потом 90, 110… В 2014-ом году было потрачено уже 120 млн рублей.
Кипятить раз в сутки
Насколько же безупречны свойства воды, которую мы пьём сегодня?
- У Челябинска два основных источника питьевого водоснабжения – Аргазинское и Шершнёвское водохранилища. Качество воды в первом по санитарно-химическим и бактериологическим показателям в целом удовлетворяет ГОСТу, - успокаивает Владимир Середа. - В Шершнях – тоже, но во время летнего цветения воды складывается неблагоприятная ситуация: по условиям водозабора мы можем использовать только самые верховья водохранилища в пределах двух метров, поэтому идут очень большие затраты на водоподготовку, на очищение воды от водорослей и сине-зеленых бактерий. Играет свою роль и замедленный водообмен в Шершневском водохранилище: мы не можем его разрабатывать ниже определенных отметок. Если было бы разработка водообмена была более глубокой, всё было бы иначе.
- В целом качество воды в области можно назвать удовлетворительным, - соглашается с Середой Галина Романова. – Существует три класса водоисточников: когда воду можно использовать без всяких ограничений (чаще всего это подземные источники, артезианские водные скважины), когда требуются несложные варианты очистки и когда нужны сложные варианты. Самый распространенный класс в нашем регионе – второй. Есть, конечно, отдельные территории, где ситуация не вполне благополучна (Красноармейский и Еткульский районы, южные города и поселки), но все они включены в программу «Чистая вода», реализацией которой занимается Минстрой.
Самое печальное, что на 2015-й год Челябинская область осталась без федеральных денег на эту программу. Как сообщили в пресс-службе регионального министерства строительства и инфраструктуры финансирование из областного бюджета на реализацию программы в этом году составит 57,8 млн рублей. Эти средства будут направлены на мероприятия по обеспечению водоснабжением населенных пунктов, ликвидации угрозы загрязнения рек сточными водами и завершение строительства некоторых очистных сооружений. Благодаря этому, несколько тысяч человек получат новый чистый источник питьевого водоснабжения.
Всем остальным, довольствующимся водопроводной водой, рекомендуется её кипятить, особенно во время предстоящего паводка.
- Если вы видите, что из крана бежит вода непривычного, нехорошего цвета, конечно, нужно её пропустить до полного осветления, - говорит Романова, - а потом прокипятить. Но и к кипячёной воде тоже нужно относиться осторожно: в течение суток она должна быть выпита. Много лет назад мы проводили научно-практическую работу в детских садах. Там тогда держали кувшины с кипячёной водой. Оказалось, что на вторые сутки вода из них намного хуже по микробиологическим показателям, чем в первые.
Мнения экспертов
Денисов Сергей Егорович, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения ЮУрГУ
«Вода портится, пока течёт по водоводам»
У нас не уделяется должного внимания санации водоводов, а они-то сегодня и являются одним из главных источников загрязнения: вода портится как раз в процессе транспортировки из водоисточника до потребителя. Да, сейчас начался активный процесс применения новых технологий, частично старые трубы заменяются на новые, полиэтиленовые, которые служат дольше. Но пока у нас не будет цеха механического обезвоживания, ситуация в корне не изменится. Представьте только: пять лет наши экскременты, хоть и обработанные и обеззараженные, но они находятся на поверхности, бродят, выделяют метан и портят атмосферу, вместо того чтобы служить удобрением, потому что это гумус в чистом виде. Мало того, что не уделяется достаточного внимания санации питьевых водоемов, много лет не выделяются средства на техническое перевооружение очистных сооружений, построенных еще в советский период. Начинать нужно с ужесточения законодательной базы, регулирующей водоснабжение. Необходимо запретить строительство любых объектов - и производственных, и жилых - в непосредственной близости от водоемов, воссоздать санитарно-охранные зоны вокруг них. Не так давно в Росприроднадзоре признались: они оштрафовали нарушителей экологического законодательства на энную сумму, но сумма ущерба на два порядка выше! Да, регулярно из федерального и областного бюджетов выделяются средства на решение определённых задач, но чтобы что-то изменить глобально, этого мало. Приходится обходиться какими-то полумерами.
Всем, кто строит дома на западном берегу Шершневского водохранилища я бы посоветовал сделать анализ воды из пробуренных скважин: он показал повышенный показатель альфа-активности. Люди пьют воду, которая обладает природной радиоактивностью! Очистить её можно с помощью специальных нанотехнологий. Но прежде всего нужно выяснить, какую именно воду они себе набурили.
Владимир БРИЖАНИН, председатель челябинской областной организации «Всероссийское общество охраны природы»
«На строительство очистных сооружений нужно 5-6 млн рублей»
Год от года качество воды в нашем регионе действительно ухудшается. Строительство загрязняющих производств вблизи водоохраной и водосборной зон Шершнёвского водохранилища, на мой взгляд, должно быть под большим вопросом. Сначала мы должны привести в состояние стабильности те объекты, которые уже имеем, провести некую их реабилитацию и только потом продолжать загружать их какими-то дополнительными загрязняющими факторами. Очень большой вопрос вызывает состояние очистных сооружений на территории Челябинской области: порядка лишь 30-35% стоков, поступающих в наши водные объекты очищены, 5-6% вообще не очищаются, остальные 65% проходят частичную очистку. В регионе около 6-7 объектов незавершённого строительства очистных сооружений, чтобы запустить их в эксплуатацию, необходимо порядка 5-6 млрд рублей. Этих денег нет. Но хотя бы частично исправить ситуацию можно. В первую очередь для этого необходимо наладить должную работу контролирующих органов, они не должны давать разрешения на сброс вредных стоков в водные объекты! И к загрязнителям нужно применять жёсткие санкции! Добавлю, что даже если меры будут приняты, то вода не станет чистой на следующий же день, пройдет не год, а три или даже пять.