Примерное время чтения: 6 минут
227

Чего мы жаждем? Когда-то Южный Урал называли «водное Сколково»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. «АиФ-Челябинск» 01/08/2012
Фото Александра Фирсова

Специалисты предупреждают, что и погодные условия здесь ни при чём. Жажда будет мучить регион и при обильных осадках. Всё дело в том, что потребление воды растёт, а вот качество, наоборот, катится вниз.

Специалисты до сих пор с ужасом вспоминают 1975 год, который был признан едва ли не самым засушливым и впервые обозначил проблему исчерпания водных ресурсов. Камыши тогда росли у самой плотины Аргазинского водохранилища. Уже гораздо ближе к нашему времени были критические ситуации

в 1998, 2010 годах.

Найдём и под землёй?

Понижение уровня, к примеру, Шершнёвского водохранилища опасно и тем, что скажется на качестве. В донных отложениях накопилось немало сульфата - такой вот привет из Карабаша. Иногда нашим источникам грозит и другая опасность сверху. Скажем, Нязепетровское водохранилище (откуда, кстати, питается и Екатеринбург) может оказаться под угрозой заражения гептилом в случае падения отработанных ступеней ракет в этом районе. До сих пор все помнят кризис с водоснабжением в Каслях, когда город пришлось выручать всей областью.

- На самом деле проблемы с водой есть практически на каждой территории,- признаётся начальник отдела вод-

ных ресурсов по Челябинской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Владимир СЕРЕДА. - Очень многие мероприятия, запланированные после засухи

1975 года, так и не были доведены до конца. Взять то же недостроенное Киалимское водохранилище: если бы в своё время проект был закончен, сейчас не было бы проблем ни у Златоуста, ни у Миасса. А сейчас даже в Курганской области обеспеченность водой лучше, чем у нас. Да, мы гордимся тем, что нашу область называют краем озёр, но ведь 70% южноуральских озёр нельзя использовать в качестве источников питьевой воды!

По сути, спокойно можно задействовать лишь 5-6 озёр, остальные - либо горькие, либо солёные. И реки нас не спасут, потому что мы находимся в верховьях рек. Что же касается строительства водохранилищ, то дело это очень недешёвое: чтобы реализовать не самый крупный проект объёмом 50-60 тысяч кубометров воды, потребуется более миллиарда рублей. Объект же размером с Аргазинское водохранилище стоит не менее 10 млрд. И это ещё не считая мероприятий по выкупу земли у собственников, сносу леса, вывозу земли.

Подземные же источники в качестве альтернативы вызывают сомнения. В Челябинской области разведано 148 месторождений подземных вод, 105 из них уже эксплуатируются, однако есть вопросы к химическому составу. Так, в Златоусте множество скважин, ключей, но в некоторых превышена норма содержания тех или иных веществ (чаще превышение касается жёсткости, железа, реже - нитритов и нитратов).

Но вопрос не только в объёмах воды, но и в её качестве. Настоящая отрава для питьевых источников - сине-зелёные водоросли. Особенно от них  страдает Шершнёвское водохранилище.

Аргази ими практически не поражено, в отличие от Шершней. В Аргазях ещё идёт очистка, а Шершни можно сравнить с человеком, перенёсшим второй инфаркт. Водоросли очень живучие, и критическая масса азота и фосфора в Шершнях служит для них отличной питательной средой.

Кстати, в своё время первой с этой напастью столкнулась Украина. Там проблему решают нередко при помощи аэроустановок, которые просто отгоняют водоросли от фильтров. Конечно, работа этих установок требует немало энергии. Есть методика, которая вгоняет сине-зелёные водоросли в своего рода кому (они перестают размножаться и выделять токсины). Но пока все эти способы не применяются у нас в области, их обсуждают лишь в своём узком кругу специалисты.

Птичкам нас не жалко

А ведь когда-то нашу область можно было назвать «водное Сколково». У нас были разработаны многие передовые по тем временам (да и по нынешним) технологии, правда на уровне проектов, нас ставили в пример, к нам приезжали учиться. В 70-е годы на Южном Урале впервые появился проект по оборотному водоснабжению - до 96% воды можно было использовать заново.

Первыми нашли способ превращать коммунальные сточные воды в техническую воду. Вводили её даже в качестве опыта крысам - те остались живы. После этого нашу практику решили внедрять по всей стране.

Увы, с той поры много воды утекло. Кадры стареют, постепенно уходят, в своё время на проблему махнули рукой, когда пошли подряд многоводные годы. А ведь до этого обследование проводилось сразу по нескольким направлениям. К примеру, изучали воздействие сельскохозяйственных предприятий на качество воды в Шершнях, особенно Полетаевского и Митрофановского хозяйств. Интересно, что и в советскую пору при этом анализе применялись американские нормативы - отечественных просто не было. Можно быть уверенным в том, что и по сию пору агропром вносит изрядную долю в загрязнение воды, особенно Шершней.

- Но на самом деле ситуация по сравнению с 2006 годом улучшилась, - говорит доцент кафедры водоснабжения и водоотведения ЮУрГУ Владимир СПЕРАНСКИЙ. - Тогда шёл чёрный, гнилой сток: в приток Миасса реку Биргильда напрямую сбрасывала свои сточные воды Бутаковская птицефабрика. Справедливости ради надо сказать, что отметилась и Чебаркульская птицефабрика - в Чебаркуле даже пикеты стояли.

Потом фабрику перевели в Тимирязево, а стоки пошли в пруды, что тоже плохо: они просачиваются в грунт, а значит, снова могут попасть в Биргильду. Конечно, свою долю вносят и Миасс, и Карабаш, но там на пути стоит Аргазинское водохранилище, которое действует как огромный пруд-отстойник. Снизился и сток сельскохозяйственных предприятий - они вносят меньше удобрений и гербицидов.

Новые полетаевские очистные сооружения вполне могут справиться с нагрузкой, они работают, качество воды явно улучшилось, но надо решить целый ряд вопросов (в частности, ведомственной принадлежности, из-за чего очистные не используют свой потенциал полностью). Бутаковская птицефабрика сейчас сбрасывает стоки, грубо говоря, в середине технологического процесса, что тоже неправильно (однажды буквально стену проломили и подсоединились).

P. S. Чтобы исправить ситуацию, специалисты предлагают перебросить часть стока реки Уфа в Миасс, использовать в итоге весь полезный объём Шершнёвского водохранилища - таким образом благоприятный для сине-зелёных водорослей режим маловодья будет ликвидирован. Кроме того, необходимо продолжить разработку новых месторождений, достроить брошенные водохранилища и каналы. Если к этому добавить меры по снижению утечек и по модернизации очистных сооружений, то от жажды Южный Урал не умрёт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах