Один из самых активных участников борьбы за бор - председатель челябинского регионального благотворительного общественного фонда «За природу» Андрей ТАЛЕВЛИН.
![]() |
---|
Андрей Талевлин |
Можно ли называть Челябинск зелёным городом? Ведётся ли у нас реальный мониторинг состояния воздуха? На эти и другие темы мы беседуем с гостем редакции.
Досье | |
---|---|
Родился в 1973 году в Чебаркуле. Закончил юридический факультет ЧелГУ, защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время преподает в ЧелГУ экологическое и земельное право. Более 10 лет состоит в различных экологических общественных организациях. |
Деревья обратно не приклеишь
- Чем же закончилась ваша борьба за городской бор?
- Борьба ещё продолжается. На 27 июня назначены слушания в Верховном суде. Бор - это ведь общее достояние челябинцев! Он насыщает воздух кислородом, адсорбирует пыль. И если есть какие-то альтернативные варианты дороги, то их надо использовать. А альтернативы есть - например, расширить улицу Татьяничевой.
Главной нашей задачей остаётся ограничить по возможности строительство, и не только дороги. На территории бора и так уже много чего понастроили под видом реконструкции старых зданий. Вместо детского лагеря возник коттеджный посёлок. Надо успокоить этот строительный зуд!
- И насколько «подъеден» бор?
- На 90 гектаров - сам бор, и примерно на 230 гектаров стала меньше охранная зона. А ведь чем меньше площадь бора, тем больше на него антропогенная нагрузка.
Ситуация с бором показательная, отражает в принципе, как относятся в городе к зелёным насаждениям: они сейчас находятся в критическом состоянии. А всё потому, что нет чёткой программы. Нет сведений даже о точном количестве насаждений. Прежде инвентаризацию проводили раз в пять лет, сейчас период увеличили до десяти, да и то он не соблюдается. Активно идёт только сруб деревьев, а газоны исчезают под парковками. Вскоре зелень в городе будет существовать лишь в виде островков. Под угрозой не только бор. К примеру, тревожная ситуация создалась у лыжной базы, где посреди парка идёт строительство физкультурно-оздоровительного центра.
- Получается, протесты общественности мало что меняют?
- Чиновники делают своё дело, не замечая гражданской активности. Люди, тем не менее, протестуют: при строительстве дороги горожане приехали к местам вырубки, остановили её. Но бывает, что мы просто не успеваем. Прошлой зимой на Северо-Западе никто и глазом не успел моргнуть, как вырубили 400 деревьев - берёзовая роща практически исчезла. Всё делают по-быстрому, задним числом оформляя правоустанавливающие документы. А деревья-то потом не приклеишь!
- Приезжие говорят, что Челябинск - довольно зелёный город. Старожилы - противоположного мнения. Может, со стороны виднее?
- По стандартам, выработанным ещё в 1989 году, на одного человека должно приходиться 10 квадратных метров зелёных насаждений. Десять лет назад проводилось обследование, которое показало, что на челябинца приходится примерно 6 квадратных метров. Но это десять лет назад! Сами знаете, сколько всего с той поры построили, сколько деревьев вырубили.
Интересно, что если вы, например, срубите дерево, то заплатите немаленький штраф, а если власти предержащие - то никаких проблем! Все деревья, которые вырубили ради расширения дорог, внезапно оказались почему-то очень больными, так что никто за них ничего не заплатил.
Сточная река Миасс
- Говорят, активное строительство угрожает не только бору, но и Шершнёвскому водохранилищу. Приводились даже снимки со спутника, показывающие, как изменилась застройка берегов.
- Да, берега Шершней застраиваются очень активно. При этом идут на хитрости. По положениям Земельного кодекса, принятым в 2007 году, запрещено строиться вблизи источника питьевой воды. А у нас так оформляют документы, что выходит - участки под строительство получили ещё до принятия закона.
- А чем грозит застройка водохранилищу? Это же дома, а не предприятия.
- Застройка ведётся варварским способом. На 80% территорий, расположенных по берегам, нет централизованного водоснабжения и водоотведения. В результате - бурное размножение сине-зелёных водорослей, замор рыбы и ухудшение качества питьевой воды.
При этом новые очистные сооружения в Полетаево пытаются запустить уже два года. Не приходится удивляться, что река Миасс ниже Челябинска на 90% состоит из сточных вод (это официальные данные). Всё потому, что защита окружающей среды у нас лишь на словах, нет конкретных программ.
- Но ведь есть программа «Чистая вода», разве нет?
- Читал я эту программу. Там в основном речь идёт об увеличении тарифов и латании дыр.
Цена вопроса - 10 миллионов
- Почему у нас и воздух не становится чище? Вроде бы и мониторинг ежедневный ввели, и штрафы грозят увеличить. Или заводы этим не испугаешь?
- Росгидромет делает анализы по девяти веществам, а их более ста! По бензапирену, который относится к канцерогенам, анализ вообще приходится делать в Екатеринбурге. И знаете как берут пробу? Насосом прокачивают через специальный раствор. И ведь проба-то разовая, которая берётся в течение 20 минут. Это разве современный уровень? И потом, промышленность не стоит на месте, использует всё больше новых веществ, а у нас по-прежнему восемь постов и техника 30-летней давности, которая эти вещества просто не улавливает. Кроме того, она не может определить источник загрязнения. А без этого как бороться?
- Есть ли приборы, которые позволяют установить всё точно? И вещество, и источник, и угрозу?
- Конечно. К примеру, австрийское оборудование, которое замеряет состав воздуха круглосуточно и тотчас отправляет информацию на сайт. Да, аппаратура недешёвая: чтобы установить её на все восемь пунктов, понадобится 10 млн рублей. Разве такая уж неподъёмная сумма для Челябинска? Это вопрос приоритетов.
- А что, сейчас не проводится ежедневный мониторинг воздуха на сайте Горэкоцентра?
- Там идёт ретроспективный показ. Информация всегда запаздывает. Мы в нашем фонде сейчас хотим запустить показательный пример реального он-лайн мониторинга с одним современным прибором.
Я также с большим сомнением отношусь к идее обязать каждый завод установить датчики на свои трубы. Нельзя функцию мониторинга отдавать загрязнителю, нам нужна независимая государственная система.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть