Примерное время чтения: 7 минут
285

Вертикаль власти. Местное самоуправление: от демократии к наведению порядка

АиФ-Челябинск №14 01/04/2015
коллаж Александра Фирсова / АиФ

Окрепнет ли в результате связка народ-власть или окончательно порвётся?

Принципы местного самоуправления уже не раз менялись в Челябинске. Так, были упразднены прямые выборы мэра, появилась фигура сити-менеджера. Сегодня - новые изменения.

Первый этап

Начало преобразованиям было положено в середине 2014 года, когда областной центр Челябинск был преобразован в городской округ с внутригородским делением. Семь районов стали самостоятельными муниципалитетами со своим депутатским корпусом, главой и сити-менеджером. В 2015 году районы уже сверстали бюджет с равными доходами и расходами примерно по 40 млн рублей (примерно такие же цифры запланированы на 2016 и 2017 гг.). Основные полномочия определены как организация торговли, благоустройство и обеспечение жизнедеятельности района, а также спорт, культура и работа с молодёжью.

Даже на первый взгляд 40 миллионов - слишком малая цифра для годового содержания района. Тем не менее новые муниципалитеты созданы. Когда же будем поднимать качество жизни населения?

«Сегодня только 7-8 млн рублей из этой суммы идёт на благоустройство, остальные деньги - в фонд оплаты труда, содержание всего аппарата администрации и социальные мероприятия, - рассказывает глава администрации Курчатовского района Челябинска Максим ОСИПЕНКО. - Жители уже задают огромное количество вопросов: когда мы начнём помогать в обустройстве дорог, дворов и освещения и т. п. Но, к сожалению, они не понимают: на 7-8 млн (по 20 тыс. в день), невозможно содержать целый район. В планах Евгения Тефтелева довести строку благоустройства до 50-70 млн рублей уже в 2016 году, но с долгами МУПов и в целом сложной экономической ситуацией сделать это будет непросто. Пока же мы не можем решить ни один вопрос. В 2015 году на тот бюджет, что есть, совместно с городом будем продолжать пытаться «причёсывать» район и точнее разграничить полномочия».

Кого выбирать будем

Побуксовав внутри Челябинска, реформа МСУ перекинулась на область. Согласно последним изменениям в региональном законодательстве, прямые выборы глав отменяются во всех муниципалитетах области и возвращается принцип единоначалия.

Теперь в муниципальных районах и городских округах главу выбирают депутаты соответствующей территории из числа кандидатов, выдвинутых специальной комиссией. Комиссия на 50% состоит из тех же депутатов, остальные 50% - представители губернатора. Немного другая схема - в поселениях и внутригородских районах (только в Челябинске): здесь «своих людей» направляет глава муниципального района или глава города. Избранный в таком порядке глава становится у руля администрации. Для Челябинска это означает, что кресло мэра, скорее всего, перейдёт Евгению Тефтелеву, а Станислав Мошаров останется председателем гордумы.

В итоге всё, что остаётся избирателям, - голосовать за депутатов своего округа (кроме Карталинского, Кусинского и Нязепетровского районов, где дума формируется из глав и депутатов поселений). Насколько это справедливо, можно только спорить.

Однако представители партии власти, откуда и исходила инициатива реформы, уверены, что прямые выборы часто пропускают на руководящие посты неопытных, непрофессиональных людей, и только назначения «сверху» дадут качественного управленца.

Некоторые эксперты также настроены оптимистично. «Это вписывается в нынешнюю политическую линию по наведению порядка, усилению вертикали власти, - считает челябинский обозреватель Александр МЕЛЬНИКОВ. - И способствует появлению дополнительных рычагов влияния у губернатора на ситуацию в муниципалитетах, что особенно важно и для отстранения откровенно не справляющихся глав, и для пресечения внутримуниципальных конфликтов (можно в этой связи вспомнить ситуации в Чебаркуле или Карталах). Можно сказать, что повышается личная ответственность губернатора за происходящее в муниципалитетах».

Женили без нас

Противников новой реформы оказалось куда больше, от простых избирателей до представителей оппозиции.

«Мы отступаем ещё на один шаг от демократии, - уверен читатель «АиФ», челябинец Владимир СКОКОВ. - Власть на местах зависит от губернатора, главы регионов зависят от президента. И честно говоря, назначенцы не обязательно означают безупречных работников. Достаточно вспомнить губернатора Сахалинской области, у которого изъяли при обысках 1 млрд рублей, и иже с ним. Боюсь, при отмене прямых выборов и должной сменяемости мы неизбежно погрязнем в кумовстве».

Представители ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» единодушно проголосовали против областного закона о порядке избрания глав, но что значат 5-10% против подавляющего большинства?

«У нас в регионе исполнительная и представительная власти состоят из депутатов партии власти, они-то и сядут в состав комиссий, - говорит член КПРФ, депутат челябинской городской думы Константин НАЦИЕВСКИЙ. - Таким образом, мы отдаём вопрос и процедуру избрания глав на откуп одной партии, которая не оставляет альтернативы для противоположного мнения и сомнений в собственной политике.А что они делают: как минимум, четыре раза в год на протяжении пяти лет меняют избирательное законодательство о выборах в органы местного самоуправления, депутатов, губернаторов и т. д.Они меняют, пользуясь тем, что их большинство в Госдуме, федеральное законодательство таким образом, чтобы максимально облегчить прохождение своих кандидатов на выборные должности. И что, вы по-прежнему считаете, что раз депутаты избраны народом, то представляют его волю при выборе главы?Выходит, выбирают за нас, лишая этого права, и это уже нарушение Конституции».

Интересно, что власти нескольких небольших районов, таких как Коркинский, вначале выступавшие за сохранение прямых выборов, сегодня смирились с судьбой и отказываются комментировать, почему не получилось отстоять своё мнение.

Комментарий

Михаил ДЕГТЯРЁВ, глава Бродокалмакского сельского поселения:

- Недавно приняли закон по полномочиям, сократили поселениям бюджеты, теперь будем глав назначать. Но проблемы-то в корне остались.

Раньше глава отражал позицию населения, он независим был, потому что всё равно повестку, политику население формирует: через депутатский корпус, непосредственно, через референдумы, публичные слушания. И глава вынужден был эту позицию реализовывать. Понятно, он иногда неудобен главе района, у которого может быть другой взгляд на развитие территории. А сейчас полномочия у нас кончились. Как работать до сентября?

А население сразу поймёт, что их лишили права выбора главы, высшего должностного лица территории, который мог вопросы их решить в оперативном порядке. Сейчас уже он будет решать вопросы, как ему скажет глава района. Люди не глупые, они же понимают, что их лишили выбора, и будет низкая явка на избирательных участках.

Взгляд

Юрий ГУРМАН, директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области:

- Получается ситуация, что глав поселений теперь будут назначать с участием представителей главы района. Это значит, что поселения будут соподчинены с районом. Конституционный суд РФ не раз подтверждал недопустимость соподчинения одного муниципального образования другому. Мы не должны с этим соглашаться.

И ещё один момент. По сути получается, что все вопросы, все проблемы жителям теперь нужно решать не на уровне местного самоуправления, а чуть что идти в органы государственной власти. Не убрали в деревне мусор на улице - к главе района пойдём, потекла канализация - к губернатору… Только, боюсь, захлебнётся губернатор всеми теми проблемами, которые есть на территории. И эффективности в их решении точно не будет.

Пообщавшись с коллегами и главами сельских поселений, мы видим, что закон имеет две цели: это добавочный фильтр для людей, которые не удобны для власти, и подконтрольное избрание глав, вот и всё.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах