Его водительский стаж – 27 лет. Его хобби – правила дорожного движения. Он – самый активный участник челябинских автофорумов и преподаватель в автошколе.
Главное, чему Юрий Панченко учит своих подопечных – получать удовольствие от вождения.
О дорогах
Юрий Панченко проживает на окраине Металлургического района. Работает там же. Поэтому «в город» выбирается редко. «Раньше в дождливую погоду из нашего микрорайона вообще невозможно было выбраться, – вспоминает он. – Я садил маленькую дочь на плечи, она держала зонтик, и мы шли прямо по проезжей части, потому что не было тротуара для пешеходов. Если ехала машина, я делал шаг в сторону. И первое, что я заметил, когда Михаил Юревич стал мэром, вдоль дороги до нашего детского сада появилась асфальтированная пешеходная дорожка. Так для меня началась дорожная революция». Результаты налицо: строятся развязки, эстакады, доводят до ума совершенно убитые дороги, до ремонта которых, казалось, дело не дойдет никогда.
Проблему стихийных парковок и пробок нужно было решать еще на градостроительном этапе, считает Юрий Анатольевич. Ведь как строится Европа: прокладывается шикарная дорога из одного города в другой, от нее – съезды на центральные улицы, а от центральных – на боковые. Дома строятся только вдоль последних, поэтому там нет необходимости бежать в булочную через восемь полос. На центральных улицах нет ни трамвайных путей, ни пешеходных переходов, и, соответственно, нет пробок. Ты едешь, никому не мешая. У нас же застройка велась по принципу проспектов: берется широкая улица, которую пересекают другие широкие улицы, повсеместно строятся многоэтажки. И потом мы думаем: вот тут надо бы пешеходный переход еще соорудить, а вот тут – проложить троллейбусную линию… Так появляются пробки. Хотя нам еще повезло: Челябинск строился в 30-е годы прошлого века, у нас прямые улицы и проблема с пробками еще не такая острая, как в Екатеринбурге или Москве.
О дураках
Вопрос «Правда, что все менты – козлы?» Юрий Панченко относит к разряду наиболее часто задаваемых. По этому поводу у него своя философская позиция: «Итальянский мыслитель Вильфредо Парето вывел замечательное правило 20 на 80. 20% людей выпивают 80% пива. Такое же соотношение наблюдается в других областях человеческой деятельности. Когда на любом предприятии встает вопрос о сокращении, можно смело сокращать 4/5, потому что 20% людей тащат всю работу, а остальные где-то там что-то делают. 20% водителей – злостные нарушители. 20% сотрудников ГИБДД не очень хорошие люди. Если бы в 2003 или в 2005 году у меня был хоть один друг-гаишник, то я бы не занимался тем, чем занимаюсь сейчас», – признался корреспонденту АиФ Юрий Анатольевич.
В злополучном 2003 Юрия остановили за выезд на полосу встречного движения и изъяли права. Два раза он ездил на разбор в ГАИ, а когда приехал в третий раз, ему вручили повестку в суд. Он был в шоке: его будут наказывать в суде! За что?! Его остановили за обгон в конце подъема, но знака-то «Обгон запрещен» там не было! То есть его как водителя не предупредили об ограничении видимости. Самое смешное, что сейчас соответствующий знак на 37 км объездной дороги появился. А штраф в 300 рублей Панченко пришлось заплатить!
Тогда Юрий стал собирать заметки на тему общения с инспекторами и оформления протоколов. А в 2008 году издал свое «Наставление по общению с ДПС». Свой ответ основному документу гаишников «Наставление по работе ДПС». Второе название книги Панченко – «Правовая грамматика для водителей». За основу грамматики взял инструкции автомобильного адвоката, женщины, известной в сети Интернет под ником avtojulia. В 2002 году она разработала целый сайт в помощь автолюбителям «в нелегкой борьбе с коррупционными сотрудниками ГАИ». Естественно, за это время ее рекомендации сильно устарели и Панченко переработал ее текст настолько, что плагиатом это уже нельзя было назвать. «Да, 20% водителей – злостные нарушители, – говорит Юрий, – но другие 80% – это водители, у которых залеты крайне редки. Они не знают, как вести себя с сотрудниками ГИБДД, их зачастую незаконно штрафуют и лишают прав. Свою книгу я адресовал им».
Сегодня многие водители постоянно держат правовую грамматику Панченко в бардачке автомобиля. Когда их за что-то останавливают, они быстро открывают нужную главу и читают, что делать. Доходит до анекдота: пару недель назад Юрию позвонил мужчина. «Алло! – затараторил он в трубку. – Моя жена училась у вас! Вы давали всем телефон, чтобы обращались за помощью в случае чего! Меня сейчас остановили за пешехода! Что мне делать?!» В течение десяти минут Панченко рассказывает ему, что делать. Водитель внимательно слушает и задает уточняющие вопросы , видимо, все то же самое по громкой связи слушают и инспектора. Через некоторое время мужчина прерывает Юрия: «Ой, извините, мне документы вернули. Все, спасибо!»
Хочется плакать
«Над новыми поправками в ПДД хочется плакать! – восклицает Панченко. – Ощущение, что их писал законченный идиот. Есть, конечно, плюсы: наконец-то разобрались с четырехполосной дорогой, с пешеходами… Но есть и обратная сторона. Например: «После знака «Обгон запрещен» запрещается обгонять все транспортные средства кроме мопедов, мотоциклов без коляски и тихоходных транспортных средств». Почему упустили велосипеды? То есть их обгонять нельзя? И почему коляска, а не боковой прицеп? Мой дед любил слово люлька. Давайте напишем, что можно обгонять двухколесные мотоциклы без люльки! Это такой ляп!» И такие ляпы, по мнению Юрия Анатольевича, проходят через все поправки. Он добавляет, что не мешало бы довести до совершенства Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ): ведь нельзя грести под одну гребенку водителей хороших, наблюдающих за дорогой, и водителей, регулярно и сознательно нарушающих ПДД. Мы-то с вами признаем, что не все гаишники и судьи – злодеи, пусть же они признают, что не все водители – нарушители!
Кстати
Панченко с сожалением вспоминает далекие 80-е годы, когда за переход дороги в неположенном месте с пешеходов собирали по рублю. «Современное поколение вообще не знает, как правильно переходить дорогу, – отмечает он. – Недавно вижу мамашу с коляской, шагающую на красный сигнал светофора. «Куда вы идете? – спрашиваю. – Вы представляете, что может случиться с вами и с вашим ребенком?!» А она отвечает: «А что? Даже если меня собьют, накажут все равно водителя!» Понимаете? Чувство самосохранения атрофировалось полностью! Наши пешеходы с подачи телевидения уверены: на дорогах ездят одни пьяницы, и что бы ни произошло, виноваты только водители. Ежегодно на дорогах страны погибает неимоверное количество пешеходов. И не только по вине водителей – пешеходы сами виноваты: они ходят, где хотят. Да, есть водители-придурки, но есть и придурки-пешеходы. Их встреча гарантирована. Рано или поздно она произойдет и двумя дураками на дороге станет меньше. Да, звучит цинично, но, к сожалению, это правда».
ДОСЬЕ
Юрий Панченко родился 13 декабря 1966 года в г Миассе Челябинской области. В 1991 году закончил ЧелГУ по специальности «Радиофизик». Сегодня работает ведущим инженером-программистом Цеха связи ЧМК, и третий год преподает в автошколе «Радуга» в Металлургическом районе. Заканчивает работу над «Лекциями для автошколы».