- Денис Анатольевич, расскажите прежде всего, как вас угораздило стать дорожным инспектором. С детства мечтали?
- Нет, не мечтал. Я окончил Челябинское военное автомобильное училище и остался там работать. Дорос до должности помощника коменданта челябинского гарнизона. Но в 2005 году попал под общее сокращение, а позже училище и вовсе расформировали. В городскую госавтоиснпекцию пришёл в 2007-м. За мной сохранили звание капитана, но начинать пришлось инспектором ДПС. В общей сложности я провёл пять лет на дорогах, проверяя водительские документы и оформляя ДТП. Сегодня руковожу отделением службы полка ДПС ГИБДД МВД России по Челябинску.
- Что же предполагает ваша служба?
- Мы организуем деятельность всех дорожных инспекторов в городе. Это и работа с заявлениями граждан, и расстановка личного состава согласно очагам аварийности и дислокации, и многое другое. Одна из главнейших задач - обеспечение безопасности дорожного движения при проведении массовых мероприятий.
- Такие мероприятия, наверное, стресс для гибэдэдэшников?
- А то! Представляете себе уровень эстафеты олимпийского огня? Надо было перекрыть каждый выезд в каждом дворе по маршруту следования огня! А когда приезжал Владимир Владимирович?.. Сейчас готовимся к чемпионату мира по тхэквондо, который пройдёт в Челябинске с 12 по 19 мая. Если учесть, что перед ним город будет праздновать 70-летие Победы, то май для нас выдастся очень сложным.
По принципу: «А, ладно!..»
- Военная служба и работа в ГАИ - это разные вещи? Ностальгия по прошлому месту работы есть?
- Ностальгия? Чуть-чуть. (Улыбаясь, показывает расстояние в 1 см большим и указательными пальцами.) А вообще специфика и там, и здесь одна: надо подчиняться и выполнять поставленные задачи. Поэтому, видимо, я здесь.
- Как вы считаете, должен молодой человек служить в армии?
- Однозначно! Я сам в армии не служил, но и военное училище меня сильно изменило. Помню, какие у меня были «недовзгляды» на жизнь. Я хулиганил в силу юношеского легкомыслия и жил по принципу: «А, ладно!..» Во время учёбы я научился отвечать за свои поступки и планировать своё время.
- Есть ли у вас сыновья, которые мечтают пойти по вашим стопам?
- Да, сын Тимофей, ему 12 лет, и он уже твёрдо решил связать свою жизнь с погонами. Я его в этом поддерживаю. Конечно, мы нечасто проводим время вместе: меня могут сорвать в любой день, даже в выходной, день или ночь - не важно. Но я всегда интересуюсь, как у сына прошёл день, напоминаю о том, как он должен себя вести в моё отсутствие.
- Вы хотите, чтобы ваш сын служил в армии? Всё-таки времена иные…
- Это даже не обсуждается: Тимофей сам решил, что в армию обязательно пойдёт. Дело в том, что у нас небольшая военная династия: брат жены тоже окончил военное автомобильное училище, один мой двоюродный брат прошёл школу милиции, второй - ЧВВАКУШ. Так что есть на кого равняться!
С полиции спрос жёстче
- О чем говорит тот факт, что человек сдавал на права много-много раз?
- Чаще всего о том, что он просто сильно волнуется. Несколько раз приятели обращались ко мне с вопросом, могу ли я как-то «посодействовать» их жёнам, собирающимся сдавать экзамен на права. Я отвечал: «Могу. Скажи жене, что ты договорился». Он сообщал жене, что «всё схвачено». Она шла и сдавала экзамен. Но никто ни о чём не договаривался. Видимо, эта новость их успокаивала и давала уверенность в своих силах. Я против такого блата, потому что автомобиль - источник повышенной опасности и управлять им могут только проверенные водители, прошедшие все экзаменационные испытания.
- Вы поддерживаете тех, кто называет женщин обезьянами с гранатой?
- Нет. Моя жена постоянно за рулём, сейчас она водит машину даже чаще, чем я. И водит отлично. Знаете, есть ведь и мужчины - обезьяны с гранатой! Мой единственный укор в сторону женского вождения - неоправданно низкий скоростной режим. Это часто бросается в глаза: если какая-то машина подтормаживает, выбиваясь из общего потока - точно девушка за рулём.
- Действительно ли в Челябинске есть «проклятые» перекрестки? Верите ли вы в мистические трассы и роковые участки дорог?
- Про мистику в этом плане я не думал. Но точно знаю, что есть очаги аварийности, ситуация в которых может обостряться в силу погодных условий или при нарушении скоростного режима.
- Как вы относитесь к фильмам и пародиям, порочащим образ российского полицейского?
- Я сохраняю спокойствие. Любую критику стараюсь воспринимать адекватно. Конечно, когда-то я, как и все, называл милиционеров «ментами» и прочими неласковыми словами. Но потом увидел обратную сторону медали, узнал, в каких условиях ребятам приходится работать. Могу сказать, что и у моих знакомых поменялось мнение о ГИБДД после того, как я стал здесь работать.
- По душе ли вам пришлось переименование милиции в полицию?
- Поначалу было как-то не по себе, теперь привыкли. Ещё год назад все говорили «товарищ милиционер», а теперь - «товарищ инспектор». Могу сказать, что спрос с полицейского стал жёстче, чем был с милиционера.
- Что если переименуют обратно?
- На мой взгляд, пустая трата времени и денег.
«Приоры» в почёте
- Приходилось ли вам рисковать жизнью на работе?
- Учитывая, что любая погоня это уже определенный риск, то да. А пускаться в погоню в последнее время приходится часто. Штрафы за езду в нетрезвом состоянии и за езду, будучи лишённым права управления, повысили. И в 90% случаев нарушители надеются на «авось»: авось удастся умчаться! Кроме того, приходится организовывать преследования и по угонам. Челябинский автопарк растёт - машины как угоняли, так и угоняют.
- Полагаю, чаще всего поиск угонщиков - мероприятие безнадёжное?
- В большинстве случаев, к сожалению, да. Но 2012 году мы организовали преследование по угону и задержали преступников. Это были двое молодых людей. При личном досмотре у них были найдены отмычки и разные ключи от авто. Позже оказалось, что за ними числится ещё несколько угонов.
- Угоняют чаще отечественные автомобили?
- Не только: всё-таки их осталось мало… Хотя «Приоры» по-прежнему привлекают внимание угонщиков: их несложно вскрыть и угнать. В дворовых территориях часто вскрывают автомобили, чтобы вытащить из них регистраторы, навигаторы и прочую современную технику, которую оставляют в салоне забывчивые водители или пассажиры. Мы регулярно проводим рейды по подобным дворам, и иногда удача улыбается и мы задерживаем таких преступников.
Шофёры подшофе
- Правда ли, что есть списки номеров машин, которые нельзя останавливать, иначе «попадёшь»?
- Нет, это миф. Останавливать нам разрешается абсолютно любые машины, в том числе и с номерами ООО. Это даже поощряется! Не премиями, конечно, но похвалой руководства.
- Для дорожных инспекторов - новичков существует некое «посвящение» в ряды сотрудников?
- Да, таким посвящением, как вы выразились, обычно становится первое задержание нетрезвого водителя. Вычисление шофёра подшофе - задача весьма деликатная и сложная.
- И как же вы видите нетрезвого автомобилиста в огромном транспортном потоке?
- По тактике поведения. Водитель, который чувствует за собой грешок, при виде инспекторов начинает подтормаживать или перестраивается из ряда в ряд, стараясь держаться подальше. А вообще это приходит с годами и опытом. Инспектор уже просто на уровне интуиции видит такого водителя.
- Действительно ли многие уходят из полиции не по сокращению даже, а просто потому, что им тяжело здесь работать?
- Да. А как вы думаете, легко ли чувствовать постоянный негатив по отношению к себе? Выезжать на ДТП с трупами? Наказывать водителей?.. Многие начинают объяснять, почему они нарушают скоростной режим: одни утюг забыли дома выключить, у других жёны рожают, у третьих мамы при смерти… Бывают ситуации, когда нужно подумать, стоит вам садиться за руль собственного авто или лучше вызвать такси. С нарушителями, начитавшимися в Интернете форумов типа «Как борзеть с гаишником», вообще невозможно вести конструктивный диалог. Иногда возникают конфликтные ситуации. Работа инспектора постоянно сопряжена со стрессом. Тяжёлая профессия, что ни говори! И правильно, что подняли зарплату! И правильно, что на пенсию рано отправляют.
- Как стресс снимаете?
- «Выпустить пар» предпочитаю на активном отдыхе - тюбинги, горные велосипеды. Я не пью, если вы об этом. Говорю не для того, чтобы предстать перед глазами ваших читателей этаким положительным красавцем. Просто в любое время нужно быть на телефоне: часто возникают рабочие вопросы, не требующие отлагательств. И я не один такой. Любого из нас могут «дёрнуть» на работу когда угодно. При недавних волнениях в СИЗО, например, приняться за работу пришлось в четыре утра.
- Если вернуть время вспять, пришли бы в ГИБДД?
- Конечно. Что ни делается - всё к лучшему! Другого не может быть.