Понятно, почему дети любят передвигать маленьких солдатиков и машинки. Но почему к тем же играм неравнодушны и иные взрослые? Может быть, есть в этом что-то от божественной роли - воссоздать то, что существует в действительности, но в миниатюре?
Будущий преподаватель истории, челябинец Сергей Припутин, своими руками "творит" историю: конструирует не только модели техники, солдат, но и диорамы, изображающие различные эпизоды военных кампаний.
Вода - это смола
Всё началось с моделей, которые дарили маленькому Серёже родители. Особенно ему нравились те, которые производились в ГДР: их надо было клеить - процесс трудоёмкий, зато можно было наносить картинки, красить по собственному выбору. Советские модели нравились меньше: они почему-то все были оранжевого цвета.
После пришло желание самому воссоздавать прошлое, но миниатюрное. Начать пришлось не с моделей, а с книг, фотографий, чтобы точно знать, как выглядели обмундирование, техника, укрепления.
- Но важно не просто воссоздать все детали, - говорит Сергей Припутин. - Я стараюсь придать каждой фигурке индивидуальность - особую мимику, изобразить грязь на одежде, потёртость, то есть представить воина таким, каким он был бы в действительности. Это касается и техники, которая, естественно, на войне не блестит яркой краской - должны быть и царапины.
Увлекается Сергей, в основном, эпохой Екатерины II, Крымской кампанией, Семилетней войной, хотя нередко обращается и к другим временам. Однажды в музее Суворова он увидел диораму Гросс-Егерсдорфского сражения. Поразило челябинца то, как мастерски были изображены выстрелы из пушек - при помощи ваты. У Сергея буквально зачесались руки воссоздать нечто похожее. Искусству конструирования диорам челябинец только учится - изобразить целую битву пока не получается. Но уже есть сценки "Снайпер в стоге сена", "Расчёт "Катюши", "Заправка бомбардировщиков на немецком аэродроме".
Траву при этом обычно изображают подушечки мха. В нём можно выжигать дырочки, имитируя воронки от снарядов. Воду подменяет эпоксидная смола - она наносится слоями, в итоге, достигается полная иллюзия прозрачного водоёма. Деревья конструируют из обычных палочек и веточек, ну а скалы - из тех же камней. Труднее с блиндажами и дотами. Можно, конечно, покупать уже готовые сооружения у специальных фирм, но Сергей предпочитает собирать блиндажи сам, полностью следуя принципу достоверности.
- Понимаете, - объясняет он, - ведь в реальности блиндажи собирались из разнокалиберных брёвен, веток, всего, что только под руку попадётся. А фирмы продают идеально ровные сооружения - теряется реальность картинки.
Подальше от пыли
Но истинной любовью будущего учителя истории остаются корабли, а точнее, парусники. В коллекции уже "Элизабет" из эскадры Фрэнсиса Дрейка, "Санта Клара", более известная как "Нинья", из экспедиции Колумба, другие модели.
- Пока конструирую из пластмассы, - рассказывает Сергей Припутин. - Но всё-таки правильнее воссоздавать парусники из дерева, хоть это и дорого - стоимость такого корабля может составлять 7-8 тысяч рублей.
Экспонаты дома у Сергея обычно не задерживаются - дарит друзьям. В квартире держать всё и неудобно: настоящим бедствием для моделей становится пыль.
- Родные жалуются: мол, клеем да краской постоянно воняет! - смеётся Сергей. - Но что поделать, нравится мне это дело, да и оправдание есть: даже цари в солдатики играли!