Примерное время чтения: 7 минут
101

Бетонная стена непонимания

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 04/11/2009

Обманутые дольщики - это не "лопухи", и обвинять их в правовой безграмотности жестоко и глупо. Эту правду уже седьмой год доказывают в судах 67 челябинских семей, наблюдая за тем, как разваливается их недостроенная много-этажка.

За три с половиной года судебных тяжб по поводу дома N 2а по улице Чичерина накопилось 7 томов дела. В то время как в папке с доказательствами листов только прибавлялось, в "панельке" с выстроенной первой секцией и замороженными остальными, уменьшалось количество лестничных маршей. Бетонные махины в заброшенном объекте попросту падали.

По незнанию да убогости?

Застывший в 2003 году трёхподъездный десятиэтажный долгострой сегодня похож на киношные декорации к истории про бандитские трущобы. Разваливающийся дом, утопая в мусоре и использованных шприцах, пестрит неприличными надписями на фасаде. С балконов угрожающе свисают бетонные плиты. От одного дверного проёма к другому бегает увязавшийся за бродягами щенок. А в зияющих дырах окон мелькают бомжи, справившие новоселье гораздо раньше законных хозяев.

Дольщики показывают нам отклонившуюся от прямой линии первую секцию - развалины, и вправду, накренились в сторону гаражей. Рядом сквозь фундамент пробиваются стволы деревьев.

- С растительностью вообще довели до абсурда: комитет по экологии запрещает нам вырубать эти деревья, угрожают штрафом за уничтожение зелёных насаждений, - озлобленно, но спокойно говорит дольщик чичеринского дома Олег Митяев. - Нашли, чем ещё на нас поживиться.

Олег рассказывает о долгострое только с этой издевательски-ровной итонацией. Любую мысль в разговоре он сводит к одной: власть в России считает народ мусором, и, чтобы выжить, нужно бежать за границу.

Сегодня Олег - владелец холдинга транспортных услуг, и с жильём у него проблем нет. С квартирой семье помогли, да и сам заработал. В 2003 году к приобретению жилья в доле Олег подошёл ответственно, долго собирал информацию о застройщике и продумывал, как будет потом возвращать долги.

- Один из местных телеканалов в сюжете представил нас этакими дураками, которые по незнанию да убогости оказались обманутыми, - рассказывает он с той же издёвкой в голосе. - Но мы все образованные, адекватные люди, способные оценить все риски и увидеть сомнительное предложение! Только вот закон не на нашей стороне.

Дольщица Алла Лоран, руководитель отдела технического контроля и лаборатории компании по производству теплоизоляционных материалов, перед тем как заключить со строительной компанией "Главстрой" договор долевого участия, тоже тщательно выбирала застройщика, а после сделки проверяла, как ведутся работы на Чичерина, 2а.

- На вопрос, почему в нашем доме остановлены строительные работы, мне ответили, что это временно, из-за перебоев с железобетоном, - рассказывает она. - Насторожило меня то, что в газете появились объявления о продаже квартир в нашем доме.

Когда я под видом покупателя пришла в компанию и "заказала" свою же квартиру, мне не отказали!

"Заморозка" без консервации

Газетные объявления стали поводом для обращения дольщиков в прокуратуру. Как потом выяснилось, в доме успели перепродать больше десятка квартир. Из материалов уголовного дела следует, что на Чичерина, 2а имели место двойные и даже тройные продажи площадей.

- Городская администрация отправила нас в суды, думала, что не выберемся оттуда, завязнем, - говорит Алла. - Но мы сумели выиграть, пусть и за три с половиной года.

Во время разбирательства компания "Главстрой", как водится, прекратила своё существование по процедуре банкротства. Больше десятка дольщиков этого объекта остались ни с чем. Суд постановил вернуть им вложенные денежные суммы, а с банкрота, понятно, и взятки гладки.

По совету администрации города, 67 семей дольщиков, кому стоило бороться дальше, создали ТСЖ "Чичерина". Получили в аренду землю, отведённую под стройку и квитанцию на 700 тысяч рублей арендной платы, с учётом долга за три предыдущих года. Снижения неподъёмного долгового бремени дольщики добивались полтора года. А сейчас размер арендной платы вернули - с 17 тысяч рублей до 250 тысяч за полгода.

Больше полумиллиона рублей дополнительно вложили в долгострой жильцы несуществующего дома. Заказали проект сноса развалившейся конструкции и возведения новой, отправили на экспертизу, результатов которой ждут почти год. Такие проволочки с документацией случаются, как оказалось, не всегда. Не было их, к примеру, когда во дворе многоэтажной развалюхи на земле дольщиков организовали автомобильную парковку, когда ночью увозили со стройплощадки бетонные защитные ограждения. Кажется, никого из чиновников не настораживает то, что по стройплощадке, где балконы сползают с фасадов, а в "комнатах" толпятся наркоманы и бомжи, свободно бегают дети. Долгострой после "замораживания" никто и не думал консервировать по технологии, предусмотренной строительными нормативами.

Стыдно перед детьми

- Пока ничего не случится, власти не пошевелятся, - уверенно говорит дольщица Марина Васильева, бухгалтер. - Но не дай бог, конечно, придавит кого-нибудь.

Марина купила в злосчастном доме двухкомнатную квартиру для родителей и дочери, которая бы ухаживала за бабушкой и дедом. Улицу выбрала поближе к своей многоэтажке, чтобы почаще их навещать. Старики до новоселья не дожили. Дочь вышла замуж. Живут семьи теперь вместе, впятером.

У семьи инженера-технолога Аллы Лоран до 2000 года была однокомнатная квартира. "Войти в долю" Лоран решили, чтобы подарить ребёнку, тогда третьекласснику, свою комнату. Продали своё жильё и переехали на съёмную квартиру, взяли кредит в банке и одолжили у друзей. Сегодня у их 16-летнего сына есть своя комната, только в съёмной квартире.

- Мы, по сути, бомжи, - голос у обычно сдержанной Аллы дрожит. - Мне стыдно перед сыном за то, что у нас нет своего жилья.

После 7 лет ожидания некоторые дольщики больше не надеются дожить до новоселья. Пенсионерка Зинаида Мукаева с мужем обосновались в садовом домике. Переезжают в сад старики ранней весной, остаются там до глубокой осени, чтобы не мешать детям и внукам, с которыми после строительного обмана живут под одной крышей.

Предприниматель Алла Балдина, дольщица чичеринского дома, за время тяжб похоронила мужа. У молодого мужчины остановилось сердце.

Никто из обманутых дольщиков не понимает, почему власть бездействует. Понятно, что по закону чиновники в такой ситуации ни при чём, и выдавать разрешение на строительную деятельность законодательно позволено даже фирмам с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Соберёт такая компания десятки миллионов, и, став банкротом, умывает руки. Но мы надеемся, что есть и другие, человеческие законы, а ещё законы государства, которое призвано защищать свох граждан, обеспечивать их право на жильё.


КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий ЕрЁмин, помощник первого вице-мэра Челябинска: - Конструкции дома по улице Чичерина, 2а нужно демонтировать и на этой площадке строить новый объект. Для того чтобы разобрать многоэтажку, необходимо провести экспертизу. На основании заключения экспертов создаётся проект строительства. Администрация города может выдать разрешение на строительство только на основании всех этих документов. Что же касается опасности обрушения плит, то, если специалисты установят, что дом находится в аварийном состоянии и может рухнуть, будут приняты соответствующие меры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно