В начале сентября состоялось торжественное вручение ключей от домов первым переселенцам из села Муслюмово. Гости уехали, а хозяева остались обживать новое гнездо. Прошел уже почти месяц. Прижились ли в Новомуслюмово переселенцы?
Отселению из Муслюмово подлежат не менее 2400 жителей. Первые 100 семей в сентябре уже обзавелись ключами от собственных домов. Место для нового поселка выбрано удачное - на безопасном расстоянии от реки Теча, но и не очень далеко от родных мест. Рядом красивая березовая роща. Еще в феврале 2008 года был решен вопрос снабжения нового поселка экологически чистой водой.
Сейчас здесь одновременно возводятся 164 дома. Одно- и двухэтажные дома, каждый площадью более 60 квадратных метров, построены из деревянного бруса с утеплителем, а снаружи облицованы металлосайдингом. Внешне всё напоминает не российские деревеньки, а пригород какого-то европейского или американского города.
Когда же в баню?
Однако при ближайшем рассмотрении сходство с зарубежными поселками заканчивается. Виноват то ли холодный осенний ветер, то ли развороченный техникой чернозем, то ли пока еще явно нежилой вид домов. Большинство новоселов продолжают жить в старом Муслюмово, а новые дома навещают, чтобы перевезти очередные вещи, продолжить ремонт.
Возле одноэтажного домика пожилой четы Ахмадуллиных стучат молотки. Надо сказать, что пожилые семьи обычно выбирают одноэтажные дома - такой площади (кстати, сходной с размерами трехкомнатной городской квартиры) пенсионерам хватает, а подниматься на второй этаж старикам было бы тяжело.
Помочь родителям приехал сын из Нижневартовска - отпросился на две недели, хотя работы здесь на три, а то и больше. В доме до сих пор холодно - не подключен газ. Нет холодного тамбура, чтобы отсечь стужу. Плохо с гидроизоляцией на потолке. Нет сарая для хозяйственной утвари. Все жалобы аккуратно заносятся в список - пока внимание властей к Новомуслюмово велико, а зима еще впереди, надо пользоваться моментом.
- Тот дом в старом Муслюмово тоже жалко было бросать, - говорит хозяйка Ражия Ахмадуллина. - Да и трудно открываться от корней, 34 года там прожили. А тут недоделок хватает. Вот воду на днях отключили, подтекает в ванной - надо чинить.
За стеной дома тоже всё выглядит пока не обжито. При каждом доме солидный надел - 15 соток. Вполне хватит и для хозяйственных построек, и для бани, и для огорода - облепиху и вишню Ахмадуллины собираются перенести из прежнего огорода. На дворе сентябрь, самое время сажать плодовые культуры.
Кстати, баня - общий стон всех переселенцев. В свое время обещали при каждом доме поставить сруб, но пока нигде их не видно. Строителей можно понять - они занимаются доделкой всех необходимых коммуникаций, пока не до бань. Да и ванна ведь в каждом доме есть!
- Мы сельские жители, - говорит Ражия. - Ванна ванной, а баня нам нужна!
Хозяева уже присмотрели и дрова под баню - несколько берез, растущих на участке. Красота, конечно, но люди в деревне практичные - много места занимают деревья, а строить надо еще много.
А вот сосед Ахмадуллиных, наоборот, переездом доволен.
- Теперь не надо беспокоиться о заготовке дров! - радуется Мухарам Халимов. - А в Муслюмово у нас печное отопление было, нелегко с ним на старости лет. А здесь нам с женой нравится: дом красивый, участок при нем выделили большой. Будет где сад разбить. Хочу тут и пчел разводить, как на прежнем месте, только надо с соседями посоветоваться. Не будут ли против?
Вот только соседи у Мухарама не все еще переехали. Но переселенцы приходят в Новомуслюмо каждый день, следят за тем, как идет строительство, просят что-то поправить, изменить - к примеру, вырыть погреб. Строители людям не отказывают.
Кошке пока не понравилось
Один из немногих домов в Новомуслюмово, где уже есть тепло и там живут постоянно, принадлежит Фагиле Камалтдиновой. Вдвоем с мужем они разместились в двухэтажном коттедже, что на улице Солнечной. Здесь причудливо перемешались приметы деревенского и городского быта. Под евроокнами стоит обычный бидон с ковшиком. Центральное водоснабжение есть, но сети часто ремонтируют, поэтому без привычного селянам бидона пока не обойтись.
- А окна нам понравились, - делится впечатлениями Фагиля. - В последние дни такой холодный и сильный ветер дул, а внутри ничего не чувствовалось. Очень тепло дома, причем и на втором этаже тоже. Гораздо теплее, чем в старом нашем доме в Муслюмово. Многие оттуда боятся сюда переезжать - мол, зима впереди, замерзнем. Какое там! На втором этаже с мужем даже спать не смогли одну ночь - жарко! Вниз спустились. Вообще не понимаю, почему все так за те дома держатся - понятно, что родина, но... Приятного мало о них можно вспомнить. Как ветер от реки дует, так запах такой неприятный! И купаться на Течу бегают до сих пор - старики-то дома сидят, конечно, а вот за детишками не уследишь. Разве это дело? Обещали нам бассейн построить, чтобы людей от реки отвадить.
Несмотря на то что дом Камалтдиновых самый пока обжитой, двор такой же, как и у остальных переселенцев. Некрашеный забор ограждает территорию, на которой ни кустика, ни грядки, ни единой сарайки. Но земля хозяйке дома нравится: камней нет, в отличие от Муслюмово, где на огородах то и дело выворачивали валуны.
Одно огорчает Фагилю - пропавшая кошка. Принесли ее в новый дом, а она и сбежала. Наверное, сейчас где-то на пути к прежнему дому. Хозяйка думает, что не понравилось кошке на новом месте, что двор еще не обустроен, гулять негде.