Скандал, разразившийся вокруг решения властей Челябинска о сокращении штата театра "Манекен" на 95%, был неожиданностью для горожан, но не для самих работников театра. Первые тревожные звонки раздались ещё в апреле этого года.
Об этом и многом другом нам поведал художественный руководитель театра "Манекен" Юрий БОБКОВ.
Останутся 7 беременных женщин?
- Говорят, что в штате театра (и даже всего Центра, т. е. вместе с кино) должно остаться всего 7 человек. Кто же может войти в число избранных?
- В том-то и ирония, что даже я, художественный руководитель, и, к примеру, бухгалтер уже никак не входим в это число! По закону мы не имеем права сократить беременных и тех, кто находится в декрете по уходу за ребёнком, а именно семь таких человек у нас и наберётся. Вот они и могут остаться в театре "Манекен", а остальных - вон. Это ли не абсурд?
- С кем вы встречались из властей города? Как они объясняют своё решение?
- Встречался практически со всеми, кроме самого главы города и председателя Гордумы. Они меня постоянно переадресовывают к своим замам. Были долгие разговоры с вице-мэром Евдокимовым, начальником управления Григорьевым, депутатами Басковой, Колесником, Смирновым... Каждый только руками разводил - мол, сочувствую я вам, Юрий Иванович, но ничего поделать не могу: есть высокое (глаза к небу) решение, которое мы должны выполнять. Вообще, за всё время этих мытарств, которые начались с апреля, я выслушал немало добрых слов и в думе, и в мэрии, но вот добрых действий вдобавок к этим словам за три с лишним месяца так и не дождался.
- Но ведь немало людей в Москве, которые обещали встать на защиту театра...
- Да, и контакты продолжаются и скоро будут похожи на добрую эпидемию, потому что нет в России нормального, связанного с культурой человека, который бы не среагировал на известие об уничтожении театра "Манекен". К примеру, Эдвард Радзинский, который давно знает о нашем театре, был возмущён и планирует встретиться с министром культуры РФ и рассказать о ситуации. Подключились люди, которые, что называется, прошли через "Манекен", а сейчас работают в Ленкоме, театре Камбуровой, других театрах. Поддержку обещает профессура ГИТИСа. На ближайшие дни намечена встреча народного артиста России Евгения Миронова, как члена президенского совета, с высоким чином из окружения Медведева. Как вы знаете, свою помощь нам обещал Виктор Христенко. Назначена встреча с председателем комитета по культуре Госдумы РФ...
- Разве не странно, что чиновники в Москве хотят помочь "Манекену", а в Челябинске нет?
- Знаете, я лично считаю, что Михаил Валерьевич Юревич имеет право, если так можно выразиться, не вполне разбираться в том, как устроен и работает театр: ему, как главе города, достаточно быть толковым экономистом, управленцем. Но вот его советники, которые, по моему мнению, его ввели в заблуждение, должны ведь были понимать, что творят. Власти говорят о том, что театр самодеятельный - помилуйте, но эта информация устарела на 40 лет как минимум! Да, есть у нас студенческий филиал на базе ЮУрГУ, студия-театр "Манекен", очень творческий и самостоятельный коллектив, которым мы гордимся, но... Они - не мы! С 1990 года мы выезжаем на зарубежные гастроли в профессиональном статусе, наши спектакли много раз назывались лучшими именно среди профессионалов, одно перечисление наград на различных фестивалях и конкурсах составит не одну страницу - это разве не признание как зрителей, так и людей профессии?
Область за театр
- Почему не озвучена позиция областных властей?
- Не совсем так: она пока ПУБЛИЧНО не озвучена. Не так давно к губернатору обратился председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин - он, кстати, считает Петра Ивановича своим другом и в своё время вручал нашему губернатору "Золотую маску" за поддержку театров в области. Я знаю, что Сумин отправил письмо главе Челябинска с резолюцией "разобраться и непременно сохранить коллектив". Так что, думаю, позиция области ясна, вопрос в другом: возможно ли её игнорировать?
Но я очень надеюсь, что все стороны: мэрия, областные власти, мы - соберутся, в итоге, за неким круглым столом и выработают компромиссное решение. Уверен, что нет врагов города, нет людей, желающих уничтожить один из немногих центров духовности в городе, есть только ошибочные решения. На сегодня никем не произнесены ОФИЦИАЛЬНЫЕ слова о смерти, значит, всё можно исправить.
Уже известна минимальная сумма, которая позволит выжить театру до конца года - 4,5 млн рублей. Её установила межбюджетная группа, которая трудилась над этим вопросом по поручению председателя Законодательного собрания, руководителя южноуральских единороссов Владимира Мякуша. Если сейчас область поможет погасить дефицит бюджета театра до конца этого года, то к следующему заседанию челябинской думы, где будет рассматриваться проект городского бюджета на 2010 год, мы будем временно сохранены как коллектив, у нас будет шанс получить адекватное финансирование.
То есть мы останемся театром, а не диковинным обрубком в составе семи беременных женщин. По крайней мере, городские депутаты будут вынуждены заново вернуться к нам, уже вычеркнутым из списка живых их же решением от 3 августа. Возможно, они примут другие решения, услышав то, что звучит сейчас - дружный, мощный протест общества, которое их избрало в надежде, что депутаты ему послужат.
- На коллектив все эти волнения влияют?
- Коллектив живёт как на войне: собранно, без больничных, с повышенной мобилизованностью на творческую работу по выпуску нового спектакля и всего остального. Все отказываются верить, что герострат, решивший прославить себя в челябинской истории уничтожением "Манекена", уже родился. Нас вдохновляет поддержка общества, а власти должны, в конце концов, прислушиваться к нему.Кстати, как оно ни странно, но театр в чём-то схож с властью. Если мы будем ставить спектакль, не прислушиваясь к мнению людей, то прогорим. Так же и власть может прогореть, если будет игнорировать мнение общества.
ПОЗИЦИЯ