Примерное время чтения: 7 минут
87

Беспредельный передел

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 13/05/2009

Кажется, это осталось в прошлом. Подделка документов, драки у проходных, люди в масках в кабинетах руководства предприятий. Рейдерские захваты были настоящим бичом лихих 90-х. Но как вернулись к нам в связи с кризисом забастовки, невыплаты зарплаты, так снова возобновился передел собственности криминальными методами.

За последнее время в Челябинской области произошло сразу несколько попыток рейдерского захвата предприятий. Примечательно, что речь идёт о предприятиях совсем не маленьких, а довольно известных, с немалым оборотом. Неужели это только начало?

Рубль купили за копейку

Поражает та лёгкость, с которой рейдеры проводят свои операции. Нет каких-то хитрых приёмов, многоходовых манипуляций - всё грубо и просто.

В этом контексте показателен пример ООО "Автодорстрой-1". Предприятие серьёзное, занимается строительством, благоустройством и ремонтом дорог. Возглавлял "Автодорстрой-1" некто Алексей Блинов, хотя львиная доля (более 70%) уставного капитала принадлежала челябинцу Сергею Мокину. Долгое время всё было хорошо, предприятие работало над крупным объектом - автомобильной дорогой от трассы Копейск - Берёзово до трассы М-36, что идёт от Челябинска через Троицк до границы с Казахстаном. К слову, это - заказ областного правительства.

Не так давно совершенно случайно С. Мокин узнал, что выведен из состава учредителей предприятия, так как он якобы продал свою долю в 77,3% директору всего за 23 тысячи рублей. Для сравнения: оборот "Автодорстроя-1" только за 2008 год составил более 400 млн рублей. Получается, рубль купили за копейку.

Купленную долю А. Блинов делит со своим замом С. Рокицкой, а после идёт на открытый конфликт с бывшим владельцем. С. Мокин уверен, что имела место фальсификация договора купли-продажи, его подпись просто-напросто подделали, а потому подаёт соответствующие заявления в ОБЭП и прокуратуру.

Нам удалось связаться с А. Блиновым. По его словам, никакого рейдерского захвата с их стороны не было. Более того, они считают именно себя пострадавшей стороной. Мол, С. Мокин сначала сам продал свою долю, а теперь пытается её незаконно вернуть. Со своей стороны, они также собираются искать правду в суде.

Так или иначе, но Блинов и Рокицкая после начала конфликта организуют новое предприятие ООО "Автодорстрой" - зеркальное отражение первого, куда, по сути, переводят все активы, которые, кстати, были в своё время взяты в аренду у министерства промышленности и природных ресурсов области. При этом ещё до организации нового предприятия у "Автодорстроя-1" перед министерством образовалась задолженность в 20 млн рублей. Таким образом, одним ходом можно убить сразу два зайца - уйти от долга, а также, если факт подделки договора купли-продажи в ходе разбирательств будет доказан и С. Мокин восстановит свой контроль над предприятием, у последнего к тому времени ничего уже не будет: ни денег, ни имущества.

Пострадал и областной бюджет. Во-первых, он, скорее всего, лишился 20 млн рублей. Во-вторых, передача имущества новому предприятию произошла без проведения конкурса или аукциона, что есть прямое нарушение федерального закона.

Предчувствие не обмануло

В другом случае рейдеры воспользовались смертью директора и владельца одного из известных южноуральских предприятий (по просьбе его руководства, которое не хочет пока делать проблему публичной, мы не называем его, - прим. авт.). После смерти руководителя был немедленно оформлен договор купли-продажи, разумеется, датированный днём, когда директор, которому принадлежало 100% доли, был ещё жив.

Помимо договора купли-продажи, был подготовлен новый устав, учредительные документы, прочие бумаги. В соседнем Екатеринбурге у нотариуса заверяются документы, где указывается и новый директор. А предприятие до поры до времени спокойно работает под руководством исполнительного директора. Но, как и герой предыдущего нашего рассказа, однажды он с удивлением видит перед собой якобы нового директора, который велит ему убираться вон.

Любопытно, что ещё до своей смерти прежний директор приходил к своему юристу и делился с ним своей тревогой: из Москвы поступали сведения о новой волне рейдерских захватов, когда под атакой оказывались как раз предприятия, где одному человеку принадлежало 100% доли. Оформлялись липовые договоры купли-продажи, после ещё несколько, капитал дробился, да так, что следов не найдёшь. Как видим, предчувствие прежнего директора не обмануло.

Дело сейчас рассматривается в суде: оспаривается подлинность подписи умершего директора на договоре купли-продажи.

Ждите 1 июля?

- Причина всего этого бардака в несовершенстве законодательства, - считает заместитель председателя Законодательного собрания области С. Мительман. - Собственники у нас по-прежнему плохо защищены. Сказывается и то, что оформить продажу доли акций можно элементарно. Ни на уровне банков, ни на уровне налоговой инспекции проверки таких дел не регламентированы. Мошенники пользуются тем, что суды рассматривают такие случаи долго, при желании можно растянуть на несколько месяцев: то один свидетель не пришёл, то другой. Времени предостаточно, чтобы манипулировать счетами и имуществом. Законодатели думают над тем, как исправить ситуацию. Но я опасаюсь, что сейчас подобная преступная деятельность активизируется, будут также и случаи лжебанкротств в связи с неплатежами.

Опасения вице-спикера имеют под собой почву. Специалисты утверждают, что рейдеры торопятся провернуть свои дела до 1 июля этого года, когда должны вступить в силу поправки в закон, обязывающие заверять договора купли-продажи у нотариуса.

И хотя скоро лазейки для рейдеров начнут прикрывать, но тем опаснее может складываться ситуация в оставшийся период. Нельзя сказать, что руководители предприятий её не чувствуют. Так, с открытым письмом к президенту страны недавно обратилось руководство Южноуральского арматурно-изоляторного завода, обеспокоенного чёрной PR-атакой на своё предприятие. "До нас дошли сведения, что по СМИ ходит группа людей, предлагающих разместить ряд статей, порочащих деловую репутацию ЮАИЗ. Как правило, они представляются заслуженными энергетиками и учёными-экономистами. Всё это носит признаки либо готовящегося рейдерского захвата, либо недобросовестной конкуренции", - рассказали нашему изданию на предприятии.

Есть и другой фактор, который заставляет вздрагивать собственников, - скоро на свободу выйдут многие фигуранты уголовных дел, связанных с переделом собственности в 90-х годах. Нет никакой гарантии, что вышедшие на волю не попытаются взять реванш привычными криминальными способами.

В областной прокуратуре пока не говорят о вале таких дел. Всплеск рейдерских захватов тут отмечают в 2005-2006 годах. В 2007 году ни одного подобного дела возбуждено не было, зато в 2008 году - сразу 3. А с начала этого года уже возбуждено 2 дела, речь в них идёт опять же о выводе из состава учредителей руководителя, на сей раз ООО СХК "Родничок". Пострадал также от рейдеров, по мнению прокуратуры, и завод "Металлист" в городе Коркино.

Ситуация может резко обостриться с течением кризиса. Специалисты советуют особо поберечься тем руководителям, которые владеют 100% доли, - им лучше поделиться с кем-то из родственников или другими людьми, которым они доверяют. Тогда риск рейдерского захвата будет существенно ниже, хотя, как показывает практика, можно лишиться и меньшей (хотя и контрольной) доли, получив удар в спину от человека, с которым ранее работал.

Получается, расслабиться можно только после 1 июля? Поправки в закон жизнь рейдерам, конечно, сильно осложнят, но они, не исключено, найдут новые лазейки. Так что будьте бдительны, господа собственники!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно